Сохранение здоровья студентов как важная задача развития высшего профессионального образования в условиях глобализации (Опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) - page 7

Сохранение здоровья студентов
«туннельного сознания», обособления от интересов окружающих с по-
явлением отрицания значимости общепринятых норм; появления не-
разделенных взглядов и верований, чрезмерного увлечения мистикой;
снижения удельной значимости социальных контактов и основного
вида деятельности (учебы). У таких студентов отмечались неадекват-
ные реакции обвинения окружающих в своих личных проблемах. При
этом они в пассивной или активной форме проявляли недовольство
своими сверстниками из студенческой группы, соседями по общежи-
тию, преподавателями, руководством университета. Отмечались так-
же: неуверенность в своих силах (реже их переоценка), претензии на
особое отношение к себе, требования создания особых условий обуче-
ния, учитывающих их «индивидуальность», противопоставление себя
коллективу и т. п. Следует отметить, что патологической адаптации
свойственны проявления первой ступени фазы неврастении и психа-
стении.
В
четвертую группу
вошли студенты с депрессивными симпто-
мами, среди которых можно было выделить больных с тревожной
и тоскливой субдепрессиями, тревожной и тоскливой депрессиями,
дистимией (то есть длительно сохраняющимся пониженным фоном
настроения) и социофобией.
Помимо мониторинга социально-психологического благополучия
студентов, нами были проведены исследования врожденных свойств
их нервной системы, которые позволили нам сделать заключения о
том, что большое влияние на процесс психологической адаптации к
условиям обучения в вузе оказывают следующие факторы.
1. Уровень развития образного мышления (более высоких резуль-
татов в учебе достигают студенты с высоким развитием образного
мышления).
2. Сила нервной системы (около 70% отчисленных в первые три
семестра относились к слабому психотипу).
3. Степень эмоциональной устойчивости (для студентов с низкой
эмоциональной устойчивостью характерно резкое повышение тревож-
ности в предсессионный период, психологические срывы на экзаме-
нах).
4. Способность к психо-социальной адаптации в учебной группе
(среди отчисленных большой процент «отверженных» сверстниками).
5. Степень зрелости личности студента (соответствие интеллекту-
альной и психоэмоциональной сферы; чаще встречается инфантиль-
ность, нехватка жизненного опыта).
Неблагоприятное сочетание этих факторов риска создает значи-
тельные трудности в психосоциальной адаптации первокурсников к
процессу обучения в вузе и требует специальной работы по формиро-
ванию адекватного стиля поведения и мотивации к ведению здорового
образа жизни.
7
1,2,3,4,5,6 8,9,10
Powered by FlippingBook