Пути совершенствования среднего профессионального образования в РФ
1
УДК 330.341.11; 337.5
Пути совершенствования среднего профессионального
образования в Российской Федерации
© Т.В. Рысина, В.А. Рогозина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены становление и развитие среднего профессионального образования в
России. Дан анализ функционирования учреждений среднего профессионального
образования, намечены пути реформирования системы профобразования с целью
ликвидации дефицита рабочих кадров.
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, дефицит рабочих кад-
ров, рынок труда, рабочая сила среднего квалификационного уровня.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [2] был принят 29 декабря 2012 г. Данный закон содер-
жит статьи, регулирующие правовые, организационные и экономиче-
ские основы образования в нашей стране, основные принципы госу-
дарственной политики в сфере образования [1]. В нем четко разгра-
ничены два основополагающих направления в этой сфере: с одной
стороны, образование — это процесс обучения, направленный на
приобретение знаний, умений и навыков, а с другой — это воспита-
ние, т. е. деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для социализации молодого человека. Такое единство целого
в наибольшей мере относится к профессиональному образованию, в
первую очередь к его среднему уровню. Ведь именно в возрасте 15–
17 лет легче и плодотворнее всего добиться совместного результата
как от усвоения образовательных программ, формирования широких
компетенций на базе широкой практики, так и становления характе-
ра, утверждения личности путем усвоения общепринятых норм и
правил поведения.
Среднее профессиональное образование представляет собой вид
образования, направленный на приобретение обучающимися в про-
цессе освоения профессиональных образовательных программ зна-
ний, умений, навыков и формирование компетенций среднего уровня
и объема, позволяющих вести профессиональную трудовую деятель-
ность работнику среднего уровня квалификации. Средний уровень
профессионального мастерства достигается в соответствующих
учреждениях — лицеях, техникумах, колледжах и т. п. Среднее про-
фессиональное образование позволяет подготовить востребованных