Пути совершенствования среднего профессионального образования в РФ
11
За 9 лет выпуск рабочих системой профтехобразования сократил-
ся на 5 %, но в наибольшей степени сокращение коснулось выпуск-
ников учреждений начального профессионального образования
(–21 %). За эти годы акцент делался на подготовке выпускников в
средних образовательных учреждениях: их число выросло на 3 %, а
выпуск возрос на 16 %. Опережающими темпами росло число него-
сударственных учреждений (более чем в 2 раза), при этом число гос-
ударственных учреждений сократилось с 2589 в 2000 г. до 2535 в
2008 г.
Государственные колледжи, техникумы и училища охватывают
весь спектр специальностей среднего профессионального образова-
ния, но в негосударственных ССУЗах также можно получить специ-
альность, позволяющую стать квалифицированным работником в
сфере прикладной информатики, бухучета, менеджмента, туризма,
гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, ди-
зайна и т. д.
Высокие темпы экономического роста в 2000-е годы позволили
значительно увеличить расходы на образование в целом и на профес-
сиональное (НПО и СПО) в частности. Структура государственных
расходов на образование представлена в табл. 3 [3].
Так, при общем росте государственных расходов на образование
в 9,4 раза с 2000 по 2008 г. расходы на начальное профессиональное
образование увеличились лишь в 4,9 раза, на среднее профобразова-
ние — в 9,2 раза. В эти годы приоритет отдавался высшему образо-
ванию, затраты на которое выросли более чем в 12 раз. Доля государ-
ственных расходов на высшее образование в 2008 г. составила
63,3 %, в то время как на среднее профессиональное образование,
включая начальное, — лишь на 34,3 %.
Безусловно, на основе только этих цифр нельзя сделать безого-
ворочные выводы, необходимы более глубокие, детальные профес-
сиональные расчеты. Однако уже по ограниченной статистической
информации [6] можно сказать, что система профессионального
образования нуждается в дальнейшем изучении, недопустим раз-
рыв в пятилетнем отставании данных статистики по образованию,
ведь это наиболее динамично развивающаяся сфера деятельности,
влияющая на все остальные направления экономического развития
страны.
Ясно одно: сбалансированность рынков труда работников раз-
ного квалификационного уровня должна базироваться на модерни-
зационных процессах в системе образования, предполагая не столь-
ко использование новых государственных стандартов, сколько осу-
ществление структурных и комплексных преобразований во всей
образовательной системе.