Пути совершенствования среднего профессионального образования в РФ
3
Ф.В. Ленгник и И.Н. Кузьмин. 23 февраля 1918 г. Наркомпрос при-
нял постановление о переходе в его ведение всех учебных заведе-
ний, ведомств и организаций, что положило начало всеобъемлюще-
му процессу централизации в сфере образования. Были сформули-
рованы важнейшие принципы социалистической реорганизации
профессионального образования. Суть главного из них — соедине-
ние обучения с производительным трудом, сочетание теории с
практикой и укрепление всесторонней связи школы с жизнью. Это
требование вошло в программные партийные документы, принятые
на VIII съезде РКП(б).
В 1919 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О мерах по
распространению профессионально-технических знаний», который
стал составной частью общей реформы народного образования. Важ-
ной вехой в развитии профессионального образования в СССР стало
утверждение в 1920 г. Положения о профессионально-технических
школах. Уже в октябре указанного года существовавшие прежде
профессиональные школы были преобразованы в школы
фабрично-
заводского ученичества
(ФЗУ), в которых было органично объедине-
но общее и профессиональное обучение, теоретическая подготовка
сочеталась с производственным трудом, здесь же учащимся давались
и основы политического воспитания. Были установлены нормы бро-
ни, обеспечивающие планомерный приток молодежи в школы ФЗУ с
последующим трудоустройством на производстве.
Школы ФЗУ в свою очередь подвергались реформированию, из-
менялись задачи, стоящие перед ними, менялась неоднократно, вы-
ражаясь современным языком, модель управления профессиональ-
ными школами. Но всегда преобразования в этой системе были адап-
тированы к конкретной исторической обстановке, будь то начало
курса на индустриализацию или восстановление народного хозяйства
после Великой Отечественной войны, поэтому проводились в боль-
шинстве случаев оправданные, но порой не очень востребованные
мероприятия. Так, с одной стороны, шел процесс укрупнения проф-
техшкол и расширения их сети, упорядочения учебных планов и про-
грамм, а с другой — излишняя централизация приводила к тому, что
подготовка рабочих для легкой, пищевой промышленности, сельско-
го хозяйства, ремесел была резко сужена.
По мере завершения социалистической реконструкции народного
хозяйства существенно возрос удельный вес выпускников школ ФЗУ
и профшкол в общей численности рабочего класса, а новые пополне-
ния этих выпускников составляли около 70 % от общего числа рабо-
чих, принятых на заводы и фабрики.
Школы ФЗУ сыграли большую роль в насыщении квалифициро-
ванными рабочими предприятий промышленности, строительства,