Пути совершенствования среднего профессионального образования в РФ
7
сиональных лицеев с численностью обучающихся 1,7 млн человек и
числом преподавателей около 200 тыс. человек. Кроме того, в веде-
нии отраслевых министерств находилось 1819 учебно-курсовых ком-
бинатов. Ежегодный выпуск составлял около 800 тыс. квалифициро-
ванных рабочих.
Однако претворить в жизнь Концепцию развития начального
профессионального образования не удалось, прежде всего и-за зна-
чительного недофинансирования — только 30 % от потребности вы-
делил на эти цели федеральный бюджет. Не хватило средств на са-
мые необходимые вещи — оплату коммунальных услуг, капремонт,
учебные расходы, питание учащихся.
Сокращению числа учреждений начального профессионального
образования (НПО) способствовал переход на новый уровень бюд-
жетного финансирования — с федерального на региональный [5].
По мнению экспертов, система начального профессионального об-
разования в начале XXI в. оказалась в наиболее трудном, по срав-
нению с другими ступенями образования, положении, что привело
его к «критической точке». В настоящее время органы государ-
ственной статистики перестали выделять начальное профессио-
нальное образование в структуре образования. В табл. 1 представ-
лены основные этапы становления профессионального образования
в России [3].
По нашему мнению, учитывая существующий острый дефицит
профессий простого, не требующего продолжительной профессио-
нальной подготовки, труда, было бы целесообразно сохранить эту
первую и еще востребованную ступень профессиональной подго-
товки. В пользу этого можно привести следующие аргументы. Во-
первых, существует неослабевающий на общероссийском и регио-
нальных рынках труда спрос на рабочую силу невысокого квалифи-
кационного уровня: строительные работы, работы на железнодо-
рожном транспорте, в логистике, лесном, водном хозяйстве, торгов-
ле, общественном питании, в сфере коммунального и городского
хозяйства и т. п. По нашим оценкам, он составляет не менее 7 млн
человек.
Во-вторых, необоснованный, неконтролируемый приток мигран-
тов в Российскую Федерацию приводит к завышению потребности в
простом, низкоквалифицированном труде. У власти, на разных уров-
нях управления, появился необоснованный страх перед невозможно-
стью (с их точки зрения) закрыть рабочие места, где в содержании
труда преобладают простые, ручные операции. Именно из-за этого с
годами не снижается, а увеличивается приток дешевой, малообразо-
ванной, не говорящей на русском языке рабочей силы.