Т.В. Рысина, В.А. Рогозина
2
на рынках труда промышленных рабочих, работников, занятых во
всех сферах материального производства, а также в сфере услуг.
Кроме подготовки рабочих среднего квалификационного уровня
учреждения среднего профессионального образования готовят спе-
циалистов среднего уровня, труд которых широко используется во
всех сферах деятельности в качестве «среднего технологического
звена». Например, профессионал среднего уровня — медицинская
сестра; профессионал высокого уровня — врач; инструктор произ-
водственного обучения — мастер; техник — инженер; проектиров-
щик — архитектор; и т. п. В развитых экономиках соотношение про-
фессионал среднего уровня и профессионал высокого уровня в рам-
ках одной сферы деятельности составляет 2:1, в России — 0,8:1,8.
Существенные различия в объеме работ, выполняемых работни-
ками среднего и работниками высокого уровня, и, соответственно,
соотношения в численности таких работников свидетельствуют о не-
эффективности использования рабочей силы, несбалансированности
соответствующих рынков труда.
Прежде чем закрепить такие выводы и найти им аналитическое
подтверждение, необходимо обратиться к сложившейся в нашей
стране системе среднего профессионального образования, к его не-
решенным проблемам.
Следует отметить, что начальное профессиональное образование
сложилось в России еще в XIX в. [4]. Можно сказать, что утвержде-
ние в 1880 г. «Основных положений о промышленных училищах»
стало первой попыткой заложить фундамент стройной системы про-
фобразования, устанавливающей три типа промышленных учебных
заведений: средние технические училища, низшие технические учи-
лища, ремесленные училища. Для всех типов училищ были разрабо-
таны учебные планы, образовательные программы, утверждены уста-
вы. Результат такой работы привел к тому, что к 1914 г. в России бы-
ло создано и успешно функционировало 250 средних учебных
заведений, готовивших промышленных рабочих, и 17 училищ, осу-
ществлявших подготовку сельскохозяйственных рабочих.
Реформы в профессиональном образовании продолжались и в со-
ветский период. Так, уже в первые послереволюционные годы были
сформулированы направления государственной политики в области
профобразования. Как при любых реформах, при ломке старых эко-
номических отношений в советское время был упразднен прежний
аппарат просвещения, на смену которому в соответствии с ленин-
ским декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная
комиссия по просвещению. На первом ее заседании был сформиро-
ван отдел профессионального образования
Народного комиссариа-
та просвещения
(Наркомпрос), в который вошли Н.К. Крупская,