Т.В. Рысина, В.А. Рогозина
6
на более широких образовательных принципах. В зависимости от
профиля подготовки они назывались: «политехнический», «строи-
тельный», «агротехнический» и т. п. Лицеи имели три ступени об-
разования. На первых двух ступенях осуществлялась профессио-
нальная подготовка квалифицированных рабочих средней квалифи-
кации, а на третьей — подготовка высококвалифицированных
рабочих и специалистов среднего квалификационного уровня для
сферы услуг.
После распада Советского Союза вся экономика, включая систе-
му образования, в том числе и среднего профессионального, неодно-
кратно подвергалась как обоснованным, так и не всегда целесообраз-
ным трансформациям. Из-за остановки ряда промышленных пред-
приятий, банкротства многих из них, отсутствия привычного для
централизованной экономики бюджетного финансирования сужива-
лась сфера использования работников преимущественно физического
труда. Происходили негативные перемены и в науке и научном об-
служивании. Спрос на квалифицированную рабочую силу резко со-
кратился, возникло новое для России явление — безработица, а с ней
появились и проблемы с трудоустройством молодежи.
С разрушением плановой экономики в наихудшие условия была
поставлена система начального профессионального образования, что
вытекало из сокращения бюджетного финансирования, отсутствия
инвестиций в образование и профподготовку со стороны работодате-
лей, что существенно ухудшило условия производственного обуче-
ния, в частности, качество прохождения обязательной для получения
профессии производственной практики. Углубляли ситуацию старе-
ние основных фондов средних и начальных учреждений профобразо-
вания, отток квалифицированных и опытных преподавателей и ма-
стеров производственного обучения.
Процесс выживания профессиональных учебных заведений как
начального, так и среднего уровня сопровождался отдельными акци-
ями со стороны государства, однако они не были масштабными, тем
более концептуальными. Например, к ним нельзя отнести такие ме-
ры, как переход к подготовке рабочих по новым профессиям, прежде
всего для непроизводственного сектора экономики, а также привле-
чение внебюджетных источников к финансированию учреждений
профессионального образования.
В августе 1996 г. постановлением Правительства Российской Фе-
дерации было создано единое министерство — Министерство общего
и профессионального образования, одобрена Концепция реформиро-
вания на 1997–2001 гг. Это было вполне оправданно, ведь в стране
действовало 4166 учреждений начального профессионального обра-
зования, в том числе 3466 профессиональных училищ и 700 профес-