8
помощи в создании и выполнении совместных международных про-
ектов в рамках двусторонних и многосторонних программ, консорциу-
мов и других форм кооперации.
Сейчас очень сложно прогнозировать, в какой степени подписание
Россией Болонской декларации в сентябре 2003 г. и ее эволюция в этом
направлении окажутся оправданны в конечном результате. Во всяком
случае, срок, установленный для вхождения России в европейское об-
разовательное пространство, уже завершился в 2010 г., а утверждать,
что сам процесс близок к завершению, и, главное, что в нашей стра-
не существуют ясность и определенность в отношении направлений
трансформации и ее приближения к европейской высшей школе, – пре-
ждевременно. Важный опыт реализации Болонского процесса в Рос-
сии может быть получен в 2018 г. с первыми выпусками магистров, но
радикальных изменений, по мнению некоторых экспертов, до 2020 г.
в российской высшей школе ждать не приходится [15].
Заключение.
Проанализировав ряд документов Болонского про-
цесса (национальные доклады на конференции министров, коммюнике
ряда конференций [1, 2, 9, 18, 19]), можно сделать вывод, что главной
мотивацией для развития Болонского процесса в целом является не
столько необходимость создания международного глобального сотруд-
ничества, сколько создание
конкуренции
в сфере образования. Многие
эксперты считают, что Европа пытается с помощью данного процесса
составить конкуренцию в области высшего образования Соединенным
Штатам Америки, которые привлекают в свои университеты талант-
ливых студентов из России, Европы и Азии. В Болонской декларации
1999 г. четко обозначено, что необходимо рассматривать задачу по-
вышения конкурентоспособности европейской системы высшего об-
разования на мировом уровне [18]. Для России развитие Болонского
процесса является важным компонентом в создании структуры наци-
ональных квалификационных стандартов. С этой точки зрения Болон-
ский процесс в России можно рассматривать как мощный инструмент
укрепления конкурентоспособности российских университетов и вли-
яния России в ряде сфер. Практически во всех исследованиях, посвя-
щенных изучению зарубежного опыта в той или иной сфере, в том чис-
ле образовательной, авторы неустанно повторяют, что мировой опыт
следует перенимать не вслепую, а с учетом исторически сложившейся
социокультурной среды, национальной самобытности, особенностей
менталитета нации, ее традиций, обычаев, интересов различных соци-
альных слоев и т. п. [9, 17]. «Образование, в том числе и высшее, – не-
отъемлемая часть национальной культуры, а сама культура – это душа
любого народа, основа его самоидентификации» [20].
Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова