3
Болонский процесс в России: проблемы и перспективы
неэффективного управленческого стиля, который проявляется в фор-
мальном подходе чиновников и некритичном отборе внедряемых
в рамках Болонского процесса концепций и методик [7]. Необходимые
условия формирования системы гарантии качества — разработка
по-
литики
гарантии качества, определение целей и задач, регулярный мо-
ниторинг и пересмотр реализуемых образовательных программ, кото-
рые обсуждаются со всеми причастными к образовательному процессу
лицами.
Вузы, обладающие высокой степенью институциональной автоно-
мии, практикуют систематический подход к обеспечению качества.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» предоставляет вузам право на автономию [8]. Это дает
возможность им самостоятельно разрабатывать и реализовывать про-
граммы, в том числе взаимообмена и стажировок для студентов и пре-
подавателей в России и за рубежом. В документах Болонского процес-
са подчеркивается необходимость уважать академическую автономию
вуза.
Но не стоит забывать, что двухуровневая система не является ос-
новной целью. Основная цель Болонского процесса — создание едино-
го европейского исследовательского, образовательного и культурного
пространства [9]. Выпускник с таким образованием становится более
конкурентоспособным на рынке труда. Вступление в Болонский про-
цесс означает признание российских документов о высшем образова-
нии. В результате этого студенты смогут продолжить свое образование
и получить право работать во всех странах — участницах Болонского
процесса.
Реализация принципа академической мобильности в россий-
ских образовательных учреждениях высшего профессионального
образования
. Речь идет о так называемом принципе академической
мобильности. Академическая мобильность — это возможность пре-
жде всего для студентов, профессорско-преподавательского состава
и административно-управленческого персонала перемещаться из од-
ного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возмож-
ностей, которые по какой-либо причине недоступны в «своем» вузе,
преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевро-
пейской перспективы. Мобильность позволяет получить информацию
о динамике развития образовательного процесса, ходе научных иссле-
дований в Европе. Согласно рекомендациям Болонской декларации,
каждому студенту желательно проводить семестр в каком-либо другом
вузе, предпочтительно за рубежом. Обучаться он будет на языке стра-
ны пребывания или на английском языке. На этих же языках он будет