Болонский процесс в России: проблемы и перспективы - page 4

4
обязан сдать все текущие экзамены. Поэтому степень владения ино-
странным языком, чаще всего именно английским, становится опреде-
ляющим фактором при выборе кандидатов для обучения за рубежом.
Но поскольку Болонский процесс предполагает, что каждый студент
должен как минимум один семестр отучиться в зарубежном универ-
ситете, появляется острая необходимость увеличения академических
часов для изучения английского языка в российских высших учебных
учреждениях, потому что уровень владения им у студентов разный
и часто оставляет желать лучшего.
Существует еще одна проблема: остается не полностью разрабо-
танной процедура признания дипломов, приложений к нему, а также
кредитная система зачетов, что, в свою очередь, создает трудности при
студенческом обмене. Более того, высокая степень академической мо-
бильности предполагает развитую инфраструктуру (общежитие, меди-
цинское страхование и т. д.) и доступность источников финансирова-
ния (грантов на поездки, стипендий и пр.), что, к сожалению, далеко не
всегда реально. Но есть возможность разрабатывать совместные про-
граммы вузов в рамках Болонского процесса. В таком случае можно бу-
дет получать престижное зарубежное образование, не выезжая из Рос-
сии и продолжая учиться в своем вузе. По завершении курса студент
получит сразу два диплома — российский и зарубежный. В МГТУ им.
Н.Э. Баумана с 2001 г. успешно функционирует центр международной
академической мобильности (ЦМАМ). Основными партнерами ЦМАМ
МГТУ являются вузы стран Западной Европы: Франция (Ecole Centrale
Lyon, Ecole Centrale Paris, Ecole Centrale Lille, Ecole Polytechnique, In-
stitut Nationale Polytechnique de Grenoble), Германия (Munich Techni-
cal University, Dresden Technical University, Berlin Technical University,
Aachen Technical University, Technical University Hamburg-Harburg), Ко-
рея (Seoul National University), Швеция (Chalmers University of Technol-
ogy, Royal Institute of Technology, Италия (Politecnico di Milano, Univer-
sity of Trento), Великобритания (University of De Monfort), Швейцария
(Ecole Polytechnique Fédérale de Lausanne). В МГТУ им. Н.Э. Баумана
организация работ по международной академической мобильности
в рамках международных образовательных программ осуществляется
по следующим направлениям: «включенное» обучение (от 3 месяцев
до 1 года), «двойной диплом» (2 года), магистратура (2–2,5 года), углу-
бленная специализация (1 год), послевузовское образование («Мастер
делового администрирования»), экономика для инженеров, юристов,
социологов (1 год), аспирантура, в том числе совместная (1,5–3 года),
практика и стажировки (от 1 месяца до 1 года) [10]. При этом наибо-
лее привлекательны программы двойного диплома и послевузовского
Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook