2
Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова
Проблемы интеграции российской высшей школы в европей-
скую систему высшего образования.
Основные принципы Болонско-
го процесса начали вводиться в России с 2003 г. [2], после подписания
берлинского коммюнике. Согласно приказу Министерства образова-
ния и науки РФ «О реализации положений Болонской декларации в си-
стеме высшего профессионального образования Российской Федера-
ции» система высшего образования в России должна быть приравнена
к европейским стандартам [3]. В ходе его реализации все вузы России
перешли на двухступенчатую систему образования — бакалавриат
и магистратура. Таким образом, для многих учебных заведений и их
подразделений серьезной проблемой остается переориентация тради-
ционных учебных планов на «двухуровневыйформат» и необходимость
«перекраивания» содержания образования. У многих преподавателей
все еще остаются сомнения в сроках подготовки бакалавров (с учетом
сохранения высоких академических стандартов и обеспечения готов-
ности выпускников к трудоустройству). На текущий момент многие
работодатели не готовы брать на работу специалистов с 3- или 4-лет-
ним образованием, т. к. академический уровень выпускника-бакалавра
не адекватен потребностям рынка. Поэтому многими выпускающими
кафедрами инженерных специальностей в МГТУ им. Н.Э. Баумана
было принято решение сохранить 6-летний курс обучения и выпускать
специалистов
[4]
.
Проблема состоит еще и в том, что изменения глав-
ным образом коснулись лишь структурной перестройки, а проблемы
качества обучения так и остались без должного понимания и решений.
Некоторые исследователи полагают, что это произошло из-за того, что
важные решения принимались на правительственном уровне без учета
целей и нужд самих университетов [5]. В связи с этим возникает зако-
номерный вопрос об институционной автономии в разработке учебных
планов с учетом специфики учебного заведения и его подразделений.
Есть ряд дисциплин, которые просто невозможно «ужать» в 3-, 4-лет-
ний срок, а затем предъявлять к выпускнику-бакалавру те же требо-
вания, что и к выпускнику-специалисту, т. к. университет не должен
снижать уровень подготовки своих выпускников [6]. В этом и состоит
основной конфликт.
Трудоустройство выпускников магистратуры не вызывает проблем,
т. к. работодатели в большинстве своем заинтересованы брать на рабо-
ту выпускников с максимально высоким уровнем профессионального
образования.
Проблема качества современного высшего образования является
самой актуальной и вызывает много споров в обществе. Исследова-
тели полагают, что это обусловлено формированием в высшей школе