Гуманитарный компонент инженерного образования - page 1

1
УДК 009
Гуманитарный компонент инженерного образования
© В.С. Пусько
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье раскрываются принципиальные вопросы гуманитарной подготовки сту-
дентов инженерно-технических высших учебных заведений. Активное внедрение во
все сферы жизнедеятельности общества технических достижений вызвало появле-
ние прагматизма, духовного оскудения людей, черствости, профессиональной зам-
кнутости, технократизма, отчужденности, антигуманности. Возрастает зависи-
мость человека от достижений техники, обостряется моральный кризис, кризис
человеческой нравственности в условиях технологической экспансии и урбанизации.
Именно в высшей школе происходит наиболее активный процесс социализации лич-
ности, когда осваиваются основные нормы общения, интенсивно приобретаются
новые знания, формируется готовность к профессиональной и общественной дея-
тельности. Гуманитарное знание, его структуру, содержание, характерные черты
можно рассматривать как парадигму человеческого знания вообще, так как оно но-
сит трансцедентальный характер.
Ключевые слова:
образование, техническое образование, гуманитарное знание,
гуманитарные науки, мировоззрение инженера.
Общеизвестно, что задача всякого образования — приобщение че-
ловека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,
права, хозяйствования, соблюдения традиций и обычаев своего наро-
да и его лучших мировых образцов. Особое онтологическое звучание
приобретают проблемы образования в цивилизации ХХI века. Закон
идеальной детерминации в истории — это закон, определяющий воз-
растание роли совокупного общественного интеллекта.
Современное общество стало свидетелем быстрого развития техни-
ки как одного из основных элементов материальной культуры. Боль-
шие полиструктурные технические системы оказывают глобальное
воздействие на экономические, политические, социальные, правовые,
духовные и нравственно-этические отношения. Но успехи науки и тех-
ники постепенно оборачивались своей отрицательной стороной. Перед
человечеством нарастала угроза ядерной войны, радиоактивного за-
ражения, народы планеты столкнулись со сложными экологическими,
демографическими, ресурсными проблемами. Активное внедрение во
все сферы жизнедеятельности общества технических достижений вы-
звало появление прагматизма, духовного оскудения людей, черствости,
профессиональной замкнутости, технократизма, отчужденности, анти-
гуманности. Возрастает зависимость человека от достижений техники,
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook