7
и культура, техника и политика, проблемами сущности научно-техни-
ческого творчества, профессиональной культуры инженера, перспек-
тив развития техники, формирования техносферы.
Будущим инженерам крайне важны знания по стилю технического
мышления как определенной совокупности гносеологических, этиче-
ских, ценностных и целевых нормативов научно-технической деятель-
ности в данную историческую эпоху.
Таким образом, в самом общем плане концепция гуманитаризации
технического образования может базироваться на следующих парадиг-
мах. Во-первых, введение фундаментального изучения истории Отече-
ства, философии, политологии, культурологии как базовых дисциплин
гуманитарного профиля. Во-вторых, включение гуманитарного аспек-
та в преподавание естественнонаучных и общетехнических дисци-
плин, выявление мировоззренческого и культурного потенциала каж-
дого из преподаваемых предметов. В-третьих, постепенный уход от
экстремизма современной технократической педагогики и сциентист-
ских представлений о прогрессе, отказ от узкотехнического мышления
и технократизма. В-четвертых, формирование методами каждой учеб-
ной дисциплины не только узкопрофессиональных качеств будущего
специалиста, но и широкого мировоззрения, творческого мышления.
В-пятых, выявление гуманистического потенциала естественнонауч-
ных, технических и специальных дисциплин, его историко-научный
анализ и разъяснение категориального аппарата и логики фундамен-
тальных и общетехнических наук. В-шестых, активное внедрение в си-
стему преподавания новых технологий, инновационного обучения.
В-седьмых, расширение системы подготовки преподавателей гумани-
тарных дисциплин из числа выпускников технических вузов, желаю-
щих и способных заниматься такой деятельностью, в структуре после
вузовского образования (аспирантура). В-восьмых, расширение науч-
ных исследований по проблемам стиля гуманистического мышления,
психологии гуманизма, проведение объемных гетерогенных, полифо-
нических исследований, включающих в себя теоретический, духов-
но-практический и предметно-практический компоненты. В-девятых,
сохранение единого образовательного пространства Российской Феде-
рации, включая структуру образования, его экономический фундамент,
преемственность лучших образцов и традиций российской (и совет-
ской) высшей школы. В-десятых, рациональное и разумное вхождение
в мировое образовательное пространство, внедрение в отечественную
практику передового мирового опыта с учетом национальных особен-
ностей России без слепого копирования всего и вся, расширение меж-
дународных контактов ученых, преподавателей и студентов.
Гуманитарный компонент инженерного образования