2
В.С. Пусько
обостряется моральный кризис, кризис человеческой нравственности
в условиях технологической экспансии и урбанизации.
Видимо поэтому все чаще в научной литературе стали появлять-
ся материалы, в которых рассматриваются ценностные ориентиры
и прикладные аспекты образования. Аксиологическая природа обра-
зовательного процесса в последнее время достаточно активно разра-
батывается отечественными и зарубежными учеными [1]. Переходное
состояние общества порождает необходимость переосмысления тради-
ций, трансляцию новых жизненных смыслов и ценностей.
К сожалению, сегодня под предлогом удовлетворения вкусов ши-
рокой публики, обществу зачастую преподносится культурный при-
митив, массовое потребительское псевдознание и псевдоискусство,
происходит примитивизация культурных потребностей людей, под-
готавливается почва для инверсии ценностей. Таким образом, анти-
ценности потребительской культуры способны подрывать духовно-
нравственную гармонию человека и общества, разрывать социальный
порядок, в том числе, систему ценностей образования.
Совершенно очевидно, что в этих условиях одним из главных на-
правлений совершенствования системы образования должна стать
гуманитаризация содержания обучения и воспитания, устранение раз-
рыва между обучением и социальной практикой, ценностная, мировоз-
зренческая, духовная переориентация системы образования, формиро-
вание гуманистического мышления поколений.
Эта задача четко сформулирована в федеральном законе «Об обра-
зовании в Российской Федерации». В статье 3 закона подчеркивается,
что одним из основных принципов государственной политики в сфере
образования является «гуманистический характер образования, прио-
ритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного
развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, граж-
данственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бе-
режного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования». Фактически нормативно это требует особого
внимания к проблеме преподавания в высшей школе дисциплин соци-
ально-гуманитарного цикла. Именно в высшей школе происходит наи-
более активный процесс социализации личности, когда осваиваются
основные нормы общения, интенсивно приобретаются новые знания,
формируется готовность к профессиональной и общественной деятель-
ности. Гуманитарное знание, его структуру, содержание, характерные
черты можно рассматривать как парадигму человеческого знания во-
обще, так как оно носит трансцедентальный характер. То, что изучают
гуманитарные науки относится к всеобщим условиям опыта.