5
в которых гуманитарная составляющая включает не менее 30% бюд-
жета учебного времени в вузе.
Концептуальная модель высшего инженерно-технического образо-
вания, видимо может представлять собой интегрированный, синерге-
тический подход в преподавании естественнонаучных и технических
дисциплин при осознанном процессе проникновения гуманитарного
компонента в содержание этих дисциплин. Существующая ныне тен-
денция гуманитарной иллюстративности, просветительства в препода-
вании фундаментальных, технических и специальных дисциплин долж-
на быть максимально исключена. Аксиоматичность этого положения
совершенно очевидна. Она исходит из того, что любой человек — это
существо духовное, и полноценность его практической деятельности
определяется ее наполняемостью гуманистическим компонентом.
Речь идет не о внедрении в сознание инженерно-технических кадров
идей технофобии, а лишь о формировании гибкого мышления с доста-
точным уровнем гуманитарных и экологических знаний, повышающих
морально-нравственную и профессиональную ответственность специ-
алистов за создание техники и технологии, которые бы сопрягались
с императивом естественного существования человека. Иными слова-
ми, техническое творчество нуждается в гуманизации и экологизации,
в человеческой мудрости, исключающей разделение формы и содержа-
ния в материальном и духовном мире.
Одной из первых задач в этом плане является формирование гу-
манитарной среды технического вуза, гуманитаризация технического
образования. Как явление общемировое, гуманитаризация образования
призвана обеспечить более цивилизованное и разумное использова-
ние научно-технического потенциала, социализацию экономического
и технического развития общества [3].
Система высшего инженерно-технического образования долж-
на строиться на концепции единства и взаимосвязи различных форм
разума, на идее целостного знания. Всегда будет актуально учение
И. Канта, рассматривающего естественнонаучное знание как один из
возможных его типов. В этом плане обучение студентов должно рас-
сматриваться через призму дуалистических задач, стоящих перед лю-
бым вузом: подготовка специалистов определенного профиля и рабо-
ты по формированию полноценной человеческой личности.
Целостное знание может быть сформировано только на базе исклю-
чения существующего сейчас метафизического подхода при изучении
фундаментальных, естественнонаучных и специальных дисциплин как
чего-то замкнутого на себя, самодостаточного, не связанного с други-
ми науками и, прежде всего, с дисциплинами гуманитарного профиля.
Гуманитарный компонент инженерного образования