Гуманитарный компонент инженерного образования - page 3

3
Гуманитарный компонент инженерного образования
Расширение гуманитарной составляющей в системе образования
включает несколько направлений. Во-первых, изменение структуры
учебного процесса в пользу гуманитарных дисциплин. Выпуская моло-
дого человека в жизнь, высшая школа должна снабдить его объектив-
ными знаниями не только о производстве, но и об обществе, в котором
ему жить, привить молодому специалисту принципы гуманистических
взаимоотношений, толерантного поведения в коллективе. Во-вторых,
деполитизация и деидеологизация образования. Единственной идеоло-
гией может быть любовь к своей стране, патриотизм. Распростране-
ние политики, политизация образовательных учреждений в условиях
многопартийности разобщит преподавательских состав и студентов по
идейным соображениям. В-третьих, демократизация системы образо-
вания. Это включает расширение прав молодежи по выбору той или
иной формы обучения, предоставление больших прав и полномочий
учреждениям образования перед властными структурами, гуманиза-
ция отношений между учащимися и преподавателями и др.
Крайне важна гуманитаризация системы подготовки кадров в ин-
женерно-технических вузах. И этому есть научное объяснение. Соци-
ально-гуманитарное знание содержит информацию об антропометри-
ческих параметрах человека и социальных функциях, выполняемых
технической системой. В целом гуманитарные знания включают в себя
характеристики области функционирования технического объекта как
природной, так и социальной среды. Инженер осваивает технико-тех-
нологические, общенаучные, естественнонаучные, социально-гума-
нитарные и инженерно-методические знания, на основании которых
разрабатывает технологические методы и теории расчета, проекти-
рования, конструирования техноструктур, организации и управления
технологическими процессами с целью их социально-экономической,
экологической и эстетической оптимизации.
Создает технический фундамент общества научно-техническая
элита, и творит она в соответствии с той профессиональной и гума-
нитарной подготовкой, которую получает в соответствующем высшем
учебном заведении. От конкретных действий инженерно-технических
кадров в определенной степени зависит решение не только насущных
материальных потребностей людей, но выживание человечества как
биологического вида. Современная техника и новые технологии бро-
сают вызов человеку, и ответить на этот вызов можно только разум-
ным сочетанием материальной и гуманитарной культуры, так как гу-
манность является одним из важнейших принципов сосуществования
народов, наций и их культур, обеспечения диалога между культурами,
религиями и отдельными людьми.
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook