1
УДК 629.7: 629.7.08: 629.7.082: 629.7.085
Современное университетское образование:
проблемы и тенденции
© Л.П. Довженко
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обсуждаются проблемы, с которыми столкнулся классический университет в ха-
рактерных для современности условиях ломки устоявшихся культурных норм и тра-
диций. Рассмотрены исторические трансформации университетского образования,
выявлена обусловленность его основных черт и особенностей господствующим ти-
пом научной рациональности — классической, неклассической и постнекалассиче-
ской. Показано, почему и в чем основная идея и образовательные традиции классиче-
ского университета утратили актуальность , какие изменения содержания и форм
трансляции научного знания позволят университету сохранить свою уникальную
роль в подготовке специалистов-профессионалов ХХ1 века, способных производить,
совершенствовать и применять современную научную информацию.
Ключевые слова:
классический университет, тип научной рациональности, сервис-
ная функция университета, кризис идентичности, междисциплинарность.
Тема проблем и перспектив развития современного университета
стала в настоящее время как никогда актуальной и широко обсужда-
емой. Почему изменяется облик университета? В силу каких обстоя-
тельств классический университет сдает свои позиции, уступая место
новым, неклассическим вариантам университетского образования?
С какими изменениями содержания и форм образовательного процесса
связана судьба университета ХХI века? Эти и аналогичные им вопросы
настоятельно требуют своего осмысления и обсуждения.
Понятно, что университетское образование — не абсолютно само-
стоятельный и изолированный общественный институт, а существует
в органической связи с состоянием экономической, социальной и ду-
ховной сфер жизни общества. Чем радикальнее происходящие в этих
сферах изменения, тем существеннее их воздействие на состояние об-
разования. Сущностный характер и колоссальные темпы современ-
ных трансформаций социальной реальности серьезно повлияли на
образование, актуализировав и обострив и вопрос о судьбе классиче-
ского университета. Его черты и ценности, казавшиеся вечными и не-
поколебимыми — фундаментальность и гуманитарность — утратили
устойчивость, заколебались под давлением динамичной, агрессивной
и прагматичной реальности, сделав проблематичным само существо-
вание университета классического типа.