5
статусу, ибо является не результатом свободного выбора, а процессом
объективным, следствием всесилия рыночных механизмов и принуди-
тельного характера их воздействия на все стороны жизни общества.
Рост конкуренции в образовательной сфере заставляет университет
осваивать и предлагать конкурентоспособные на рынке образования
услуги, что требует разработки и внедрения в практику преподавания
нетрадиционных для университета прагматически ориентированных
образовательных стратегий. Впрочем, многие специалисты в области
высшего образования полагают, что при грамотном решении вопроса
о новых институциональных формах университетской жизни, соотно-
шении традиций и новаторства, современный университет вполне спо-
собен сохранить свой высокий статус. Так, Б. Кларк, проведя саsestudy
деятельности пяти инновационных европейских университетов, делает
вывод, что «эффективное коллективное предпринимательство не вы-
водит университет за границы академической легитимности… напро-
тив, оно может способствовать появлению ресурсов и инфраструкту-
ры, увеличивающих возможности университета сверх тех, которыми
он мог бы располагать, и позволяющих университету субсидировать
и обеспечивать переход на более высокий уровень качества и репута-
ции, привлекательный для рынка» [4.4–5].
Следует подчеркнуть, что при всем своеобразии современных ус-
ловий и диктуемых ими требований, именно университет остается той
уникальной образовательной структурой, которая способна удовлетво-
рить главную потребность информационного общества — потребность
в современной научной информации, эффективных методах ее получе-
ния, распространения и применения, ибо преимущественно в универ-
ситетах такая информация не только транслируется, но и производится
и совершенствуется. При этом речь идет о знании особого типа —
теоретическом, получение и наращивание которого может быть осу-
ществлено только профессионалами самого высокого класса, которых
невозможно подготовить в усредненном варианте, массовом порядке
и конвейерным способом. Такой специалист — «продукт» уникаль-
ный, результат образования, ориентированного на развитие творче-
ских способностей и индивидуальных возможностей студента. В этом
плане всеобщая «болонизация» российской высшей школы является,
на наш взгляд, принудительным ответом на потребности зарубежного
рынка труда, следствием его глобализации и не отвечает собственным
интересам России, задачам совершенствования ее системы высшего
образования. Модернизация этой системы, безусловно, необходима,
но при этом подготовка современных высококлассных специалистов
должна сохраняться в качестве главной задачи ведущих российских
Современное университетское образование: проблемы и тенденции