7
в современных условиях высококлассный профессионал часто стоит
перед необходимостью исполнять роль менеджера, разбираться в сег-
ментах и состоянии потребительского рынка, владеть технологиями
имиджевой презентации, создавать корпоративные стили, вести де-
ловые переговоры, т. е. обладать знаниями социально-гуманитарного
плана на уровне, позволяющем грамотно ставить и решать задачи со-
циального проектирования [1.12]. Это, кстати, одно из соображений,
по которым представляется целесообразной реализация принципа
междисциплинарности в университетском образовании. Другое, не ме-
нее важное, состоит в том, что объектом современного научного иссле-
дования все чаще становятся не предметы и явления, а их взаимодей-
ствия. В этом случае само исследование по необходимости обретает
междисциплинарный характер и смысл. Поэтому в процессе модерни-
зации университетского образования целесообразно ориентироваться
на развитие межпредметных связей, интеграцию знания, укрупнение
знаниевых единиц, увеличение их гносеологической емкости и объ-
яснительного потенциала [6.11–15]. Это позволило бы организовать
содержание образования вокруг наиболее значимых научных, техни-
ческих и социальных проблем, вооружить выпускника способностью к
их комплексному решению. Междисциплинарность помогает наладить
диалог представителей знания разного профиля, адекватно соотносить
понятийные дискурсы и сочетать методы различных наук в решении
научных и технических проблем, организовать эффективную комму-
никацию и сотрудничество на основе принципов неэкспансивности,
синхронности, взаимопомощи [5.10]. Междисциплинарный поход ори-
ентирован на формирование у студентов широты взглядов, нестандарт-
ности мысли, способности решать проблемы, возникающие на стыке
различных областей теории и практики, умения связать данные фунда-
ментальных исследований, технологии и возможности производства,
оценить эффективность и перспективность того или иного новшества,
организовать его практическое воплощение. Он позволяет видеть си-
туацию с разных сторон, грамотно формулировать проблему, ставить
задачи, предвидеть последствия реализации замыслов и т. д. Опреде-
ленного внимания в этом плане заслуживает опыт западных универ-
ситетов, особенно в части органичности включения элементов гума-
нитаристики в изучение профилирующих дисциплин. Так, правовая,
экологическая, экономическая составляющие присутствуют практиче-
ски в любой из изучаемых в американском университете дисциплин.
В процессе обсуждения проблем модернизации российской высшей
школы остро встал вопрос о месте гуманитаристики. Заглядывая в не-
далекое будущее, связанное, в частности, с введением образовательных
Современное университетское образование: проблемы и тенденции