Современное университетское образование: проблемы и тенденции - page 2

2
Л.П. Довженко
Чуть больший оптимизм внушают размышления о судьбе универси-
тета технического, который уже по самой своей природе ориентирован
на необходимость оперативного приспособления к технологическим
преобразованиям. Так, в 70–80 гг. ХХ века в ведущих технических уни-
верситетах России были созданы научно-учебные комплексы (НУК),
призванные сблизить научно-исследовательский и учебный процессы
и через подготовленных в их рамках специалистов ускорить процесс
практической реализации передовых достижений науки.
И все же то общее, что характеризует образовательную традицию
классического университета, сегодня явно обнаруживает свое непол-
ное соответствие условиям и заявкам времени и требует реконструк-
ции. Ведь парадигма классического университета сформировалась как
ответ на запросы экономики индустриального общества и его соци-
альной практики, обусловившей элитарность этого образовательного
учреждения, его роль в воспроизводстве и трансляции устоявшегося
научного знания и принятых культурных образцов. Содержание зна-
ния и формы его передачи в значительной степени определялись типом
научной рациональности классического периода. В основе этого типа
лежала механистическая картина мира, основные идеи которой были
сформулированы еще И. Ньютоном в его «Математических началах
натуральной философии» и состояли в признании:
– материальности мира;
– иерархии материальных систем, в основе которой — неделимый
атом;
– универсального, всеобщего, необходимого характера причинных
связей;
– возможности на этой основе однозначного предсказания поведе-
ния системы;
– способности получить в процессе исследования абсолютную
истину;
– принципиальной возможности построения завершенной картины
мира (Лаплас).
Классическая научная рациональность определяла и университет-
скую практику, ориентированную на авторитет объективной и абсо-
лютной истинности знания, его передачу следующим поколениям, т. е.
бесконечное воспроизводство устоявшегося научного знания и приня-
тых культурных образцов. Адекватной этой задаче формой трансляции
знания был, как правило, монолог авторитетного преподавателя (учи-
теля), являвшего собой как основной источник знания предмета, так
и образец для подражания.
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook