Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Теоретико-модельная стратегия обоснования научного знания...

Гуманитарный вестник

# 12·2017 3

Накапливавшиеся в рамках данной программы эпистемические и

логико-методологические противоречия и проблемы привели в конце

1960-х годов к радикальному пересмотру ряда основных програм-

мных постулатов логического позитивизма или прямому отказу от

них. В числе наиболее распространенных контраргументов, выдвига-

емых против методологии логического позитивизма, необходимо

назвать следующие:

1)

в реальной практике научного познания естественно-научные

теории обычно не строятся как аксиоматические системы в указанном

выше смысле. Стандартная формализация подобных теорий (т. е. их

исчерпывающая аксиоматизация в Я.К.Л.П.-1=) либо не осуществима в

принципе, либо ведет к чрезмерному и неестественному техническо-

му усложнению аппарата теории, делающему невозможной реальную

работу с ней;

2)

в общем случае строгое различение аналитических и синте-

тических высказываний (и, как следствие, наблюдаемых и теоретиче-

ских терминов) при использовании стандартной формализации тео-

рии невозможно. Таким образом, предлагаемые в рамках данной

стратегии критерии эмпирической осмысленности высказываний яв-

ляются неудовлетворительными;

3)

так называемые правила соответствия, сопоставляющие тео-

ретические и наблюдательные словари, зачастую представляют собой

разнородную смесь семантических понятий, элементов эксперимен-

тальных процедур и процедур измерения. Поскольку значения теоре-

тическим терминам приписываются только с помощью правил соот-

ветствия (предложений редукции), а теория в целом отождествляется

с ее лингвистической формулировкой, любое прогрессивное изме-

нение в организации эксперимента или технике измерительных про-

цедур неизбежно ведет к изменению самой теории, что абсурдно с

точки зрения реальной практики научного познания;

4)

теории не являются только лингвистическими объектами —

множествами правильно построенных предложений некоторого фор-

мализованного языка, связанными отношением логической выводи-

мости или замкнутыми относительно этого отношения. Поскольку,

согласно традиционным принципам логической семантики, из всех

категорий языковых выражений только высказывания (предложения,

выражающие суждения) могут оцениваться как истинные или лож-

ные, категория истины в этом случае оказывалась принципиально

неприменимой к анализу реальной структуры научного знания. Как

вопрос о соответствии научных теорий реальности, так и лежащая в

его основе традиционная (корреспондентская) теория истины оказы-

вались нерелевантными практике научного познания.