Теоретико-модельная стратегия обоснования научного знания...
Гуманитарный вестник
# 12·2017 3
Накапливавшиеся в рамках данной программы эпистемические и
логико-методологические противоречия и проблемы привели в конце
1960-х годов к радикальному пересмотру ряда основных програм-
мных постулатов логического позитивизма или прямому отказу от
них. В числе наиболее распространенных контраргументов, выдвига-
емых против методологии логического позитивизма, необходимо
назвать следующие:
1)
в реальной практике научного познания естественно-научные
теории обычно не строятся как аксиоматические системы в указанном
выше смысле. Стандартная формализация подобных теорий (т. е. их
исчерпывающая аксиоматизация в Я.К.Л.П.-1=) либо не осуществима в
принципе, либо ведет к чрезмерному и неестественному техническо-
му усложнению аппарата теории, делающему невозможной реальную
работу с ней;
2)
в общем случае строгое различение аналитических и синте-
тических высказываний (и, как следствие, наблюдаемых и теоретиче-
ских терминов) при использовании стандартной формализации тео-
рии невозможно. Таким образом, предлагаемые в рамках данной
стратегии критерии эмпирической осмысленности высказываний яв-
ляются неудовлетворительными;
3)
так называемые правила соответствия, сопоставляющие тео-
ретические и наблюдательные словари, зачастую представляют собой
разнородную смесь семантических понятий, элементов эксперимен-
тальных процедур и процедур измерения. Поскольку значения теоре-
тическим терминам приписываются только с помощью правил соот-
ветствия (предложений редукции), а теория в целом отождествляется
с ее лингвистической формулировкой, любое прогрессивное изме-
нение в организации эксперимента или технике измерительных про-
цедур неизбежно ведет к изменению самой теории, что абсурдно с
точки зрения реальной практики научного познания;
4)
теории не являются только лингвистическими объектами —
множествами правильно построенных предложений некоторого фор-
мализованного языка, связанными отношением логической выводи-
мости или замкнутыми относительно этого отношения. Поскольку,
согласно традиционным принципам логической семантики, из всех
категорий языковых выражений только высказывания (предложения,
выражающие суждения) могут оцениваться как истинные или лож-
ные, категория истины в этом случае оказывалась принципиально
неприменимой к анализу реальной структуры научного знания. Как
вопрос о соответствии научных теорий реальности, так и лежащая в
его основе традиционная (корреспондентская) теория истины оказы-
вались нерелевантными практике научного познания.