Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Л.Г. Черемных

8

Гуманитарный вестник

# 11·2017

возможна. Если имеется альтернативный выбор одного или другого

действия, а выгода и безопасность противоречат друг другу, то рис-

ковый человек может игнорировать опасность и выбирать выгоду, а

осторожный — наоборот, безопасность. Например, рисковый кладет

деньги в банк с высоким процентом, а осторожный — в банк с низ-

ким процентом, но более надежный по сравнению с первым. Каждый

человек не один раз в жизни стоит перед выбором одного из двух ва-

риантов действия: менее привлекательным, однако более надежным,

и более привлекательным, но менее надежным, влекущим возможные

негативные последствия.

Деление на оправданный и неоправданный не совпадает с деле-

нием на бескорыстный и корыстный риски. И бескорыстный, и ко-

рыстный риски могут для его субъекта быть оправданными или не-

оправданными, например у врача и криминального элемента. Инте-

ресна калькуляция риска религиозной веры, которую предложил

Б. Паскаль: риск (

hasard

) неверия в Бога слишком уж велик, ибо на

карту поставлено спасение души. Риском веры, т. е. преклонения ко-

лен безо всякой пользы, можно, напротив, пренебречь. Он не грозит

никаким ущербом верующему [14].

Существует аналогия между риском и верой. Вера в успех тоже

возникает в условиях неопределенности и недостатка достоверных

знаний, и чем сильнее эта вера, тем более будет склонен человек к

риску. Принято различать разумную и слепую веру [15, c. 329–331].

Первая из них основывается, главным образом, на всестороннем ана-

лизе ситуации, сопоставлении разных мнений, на собственных раз-

мышлениях и интуиции. Такая вера способна к коррекции со стороны

разума при наличии аргументов. Слепая вера питается в основном

эмоциями, вызванными потребностью в предмете веры. Желаемое

здесь принимается за действительное. Даже если человек чувствует,

что такая вера не имеет оснований, он хочет ее иметь. Чем больше

выражены потребность и связанная с ней эмоция, тем сильнее слепая

вера. В основе оправданного риска чаще всего лежит разумная вера, а

в основе неоправданного — слепая.

Грань между оправданным и неоправданным рисками очень

трудно определить, сложно взвесить как свои возможности в услови-

ях непредсказуемой ситуации, так и изменяющиеся и непредвиден-

ные особенности объекта действия и окружающей среды. А.В. Ша-

болтас пишет, что рискованное поведение надо заменить безопасным

[3, с. 505], лучше бы сказать, осторожным поведением. Во многих

случаях так и следует делать или стремиться к этому. Ущерба, ко-

нечно, по возможности надо избегать. Однако, как справедливо от-

мечает П.Д. Тищенко, нельзя сводить риск только к страху. «В нем

звучит еще и онтологическая отвага человека, вынужденность посту-