1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 11·2017 1

УДК 141.201.1:304.2:364.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-11-483

Наука о сущности риска и характеристиках

рисковой ситуации

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

, Л.Г. Черемных

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия

Раскрыта сущность риска, под которым понимаются действия или бездействие

человека или социальной группы в условиях неопределенности и осознания возмож-

ной опасности, а также того, что успех приведет к предполагаемой пользе, а не-

успех — к предполагаемому ущербу. Выделены и описаны следующие виды риска:

оправданный и неоправданный (авантюризм), активный и пассивный, бескорыст-

ный и корыстный, большой и малый, реальный и мнимый, ауториск и гетерориск.

Раскрыто понятие «порог риска» — предел предполагаемой опасности, после ко-

торого происходит отказ от рискованных действий. Выявлено соотношение по-

нятий «риск», «опасность», «надежность». Показаны неизбежность и прогрес-

сивность риска при освоении новых объектов и видов деятельности.

Ключевые слова:

риск, виды риска, порог риска, масштаб риска, неизбежность

риска, опасность, надежность

Риски существуют практически во всех сферах человеческой дея-

тельности. Социальные группы и общество в целом испытывают

риски при использовании техники и технологий, при принятии ди-

пломатических и политических решений. Проблема риска и ненадежно-

сти начала осмысливаться в эпоху великих географических открытий в

связи с развитием торговли, мореплавания и ростовщичества. Понятие

риска относилось к экономике и обозначало возможность обращения с

неопределенным, полным опасностей будущим. Мореплавание и тор-

говля в дальних странах создавали рисковые прецеденты, тем самым

приводя к активному использованию методов страхования. Для защи-

ты от морских рисков судовладельцы и купцы договаривались о том,

что в случае гибели имущества одного из них ущерб будет распределен

между всеми. Морское страхование — это ранний случай планомерно-

го контроля риска. При этом, как отмечает Г. Бехманн, речь не шла о

возможности побороть или исключить опасности, на это ушло бы

слишком много времени, денег и, вероятно, дальнейшее развитие мо-

реходства вообще стало бы затруднительным. Основной целью было

желание взвесить и одновременно что-либо предпринять против воз-

можных потерь, хотя бы частично защититься от них, тогда при по-

явлении убытков можно было бы остаться в определенных и сносных

границах существования [1].