Гуманитарный вестник
# 11·2017 1
УДК 141.201.1:304.2:364.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-11-483
Наука о сущности риска и характеристиках
рисковой ситуации
© Н.Н. Губанов
1
, Н.И. Губанов
2
, Л.Г. Черемных
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия
Раскрыта сущность риска, под которым понимаются действия или бездействие
человека или социальной группы в условиях неопределенности и осознания возмож-
ной опасности, а также того, что успех приведет к предполагаемой пользе, а не-
успех — к предполагаемому ущербу. Выделены и описаны следующие виды риска:
оправданный и неоправданный (авантюризм), активный и пассивный, бескорыст-
ный и корыстный, большой и малый, реальный и мнимый, ауториск и гетерориск.
Раскрыто понятие «порог риска» — предел предполагаемой опасности, после ко-
торого происходит отказ от рискованных действий. Выявлено соотношение по-
нятий «риск», «опасность», «надежность». Показаны неизбежность и прогрес-
сивность риска при освоении новых объектов и видов деятельности.
Ключевые слова:
риск, виды риска, порог риска, масштаб риска, неизбежность
риска, опасность, надежность
Риски существуют практически во всех сферах человеческой дея-
тельности. Социальные группы и общество в целом испытывают
риски при использовании техники и технологий, при принятии ди-
пломатических и политических решений. Проблема риска и ненадежно-
сти начала осмысливаться в эпоху великих географических открытий в
связи с развитием торговли, мореплавания и ростовщичества. Понятие
риска относилось к экономике и обозначало возможность обращения с
неопределенным, полным опасностей будущим. Мореплавание и тор-
говля в дальних странах создавали рисковые прецеденты, тем самым
приводя к активному использованию методов страхования. Для защи-
ты от морских рисков судовладельцы и купцы договаривались о том,
что в случае гибели имущества одного из них ущерб будет распределен
между всеми. Морское страхование — это ранний случай планомерно-
го контроля риска. При этом, как отмечает Г. Бехманн, речь не шла о
возможности побороть или исключить опасности, на это ушло бы
слишком много времени, денег и, вероятно, дальнейшее развитие мо-
реходства вообще стало бы затруднительным. Основной целью было
желание взвесить и одновременно что-либо предпринять против воз-
можных потерь, хотя бы частично защититься от них, тогда при по-
явлении убытков можно было бы остаться в определенных и сносных
границах существования [1].