Философский формат творческой свободы
Гуманитарный вестник
# 10·2017 5
информационного массива. В таких условиях свобода доступа к са-
мым разнообразным источникам создает необходимый ресурс для
сравнения, аналогий и продуктивного воображения. Но так ли это?
Влияет ли необозримый и «пластилиновый» (в смысле отсутствия
четкой генерирующей позиции) ресурс на свободное творчество ин-
дивида?
С одной стороны, многие современные ученые, преподаватели
средней и высшей школы считают переизбыточную информацию не
ресурсом творчества, а шумом, затрудняющим и ориентацию, и пси-
хологическую адаптацию. С другой стороны, доступность и переиз-
быток информации связаны с прямой зависимостью от интернета.
Если заменить рост человеческого разума в его естественных пара-
метрах (обдумывание книг, заданий, задействование всего комплекса
мелкой моторной активности, обсуждения и диалога) вектором об-
щения с интернетом, то чаще всего формируется не творческое, а
аддиктивное
(зависимое) поведение, т. е. несвободное. «Выбор игро-
вой деятельности остается за субъектом, который неясно осознает
потребность поиграть, а по сути, смоделировать, спланировать, под-
готовиться к действительности. Он выбирает в жизни определенный
вид игровой деятельности “для взрослых”. Вот он — тот рубеж, за
которым и возникает зависимость. Именно здесь свобода игры ста-
новится несвободой человека! Игра “затягивает”» [6, с. 115]. Други-
ми словами, иллюзия творческой свободы в рамках интернет-
реальности возникает потому, что пользователь не имеет отношения
к составлению блоков информации и часто не способен отличить
свободу жизнедеятельности от свободы интернет-пользования.
Философия творческой свободы была бы неполной без понима-
ния того, что она — не только внутренний и внешний феномен, но и
способ жизни — ее важнейший экзистенциальный внутренний ре-
сурс. Главным условием здесь выступает акт самотворения по при-
чине того, что именно человек — источник всякого творческого дей-
ствия и тем самым неиссякаемый ресурс увеличения свободы обще-
ства, его богатства, и духовного, и материального. Творение самого
себя означает никогда не прекращающиеся усилия воссоздания в себе
максимальной доли добра, сострадания, любви, красоты, святости, от-
крытости миру. Следует понимать, что социальные условия жизни —
только канва, контекст, фон, пусть необходимый, но не являющийся
гарантией того, что человек сможет жить творческой жизнью или со-
здавать принципиально новое. В глубинах человеческой души рождает-
ся и приобретает форму свободный творческий акт, и в нем всегда будет
присутствовать загадка, тайна креативной человеческой натуры.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
существует множество смысловых нюансов свободы творче-
ства, креативности, творческого процесса, а также генезиса свободы