Л.Б. Омарова
2
Гуманитарный вестник
# 10·2017
понятий, обращающий человека к творчеству: творческий процесс и
творческий результат, творческий человек, творческая деятельность,
творческий потенциал, коллективное творчество, креативность, твор-
чество научное, художественное, техническое и т. п.
Необходимо заметить, что в философской литературе творческая
свобода в качестве понятия употребляется нередко, но всегда приме-
нительно к контекстам — социальному, культурному, историко-
философскому, психологическому. Чаще всего речь идет о свободе
творчества и в первую очередь — о свободе творчества художественно-
го. А между тем необходимо знать, какие механизмы отвечают за твор-
ческую свободу и как формируются границы смысла этого понятия.
Философские подходы к свободе творчества условно можно
дифференцировать на редукционистский и субстратный. Первый
подход представляет ее подобием автомата с незначительными ого-
ворками, но метафора автоматизма раскрывает смысл творческой
свободы в качестве продукта внешних сил — социокультурных, пси-
хологических, трансцендентных. Окружающая среда — и материаль-
ная, и духовная — в данном случае предопределяет наличие или от-
сутствие творческой свободы. К редукционистским способам уста-
новления связи между свободой и творчеством можно отнести и
теорию условных рефлексов Павлова (условия свободы автоматиче-
ски ведут к творческим идеям), и бихевиористскую модель, и прими-
тивно понятую марксистскую концепцию примата общественного
бытия над общественным сознанием. Здесь творческая свобода от
человека не зависит. Однако на практике можно создать идеальные
условия и для свободы, и для творчества, а творческого продукта не
дождаться, впрочем, это касается и свободы.
Смысл творческой свободы активно разрабатывается и в рамках
философско-правового аспекта. Так, С.В. Мартынюк считает, что
нормы границ свободы творчества регулируют интеллектуальный
продукт в интересах общества, т. е. творческая свобода имеет предел,
фиксированный правом. К основным нормам он относит автономию
личности, моральное самосознание общества и право [1]. Автономия
личности предполагает право на самоцензурирование, и в этом слу-
чае продукты творчества могут отвергаться как неподходящие или не
слишком ценные для современников. Следует заметить, что самоцен-
зура не является свободным процессом, поскольку ее основания ле-
жат, как правило, в социальных ориентациях и предпочтениях. То же
самое можно отнести к регуляторам морального самосознания обще-
ства и права: давление общепринятых моральных норм и легальное
принуждение правом к исполнению общеобязательных государ-
ственных правил выступают внешними, а не внутренними предпо-
сылками творческой свободы.