Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Л.Б. Омарова

4

Гуманитарный вестник

# 10·2017

Неожиданный подход к детерминанту свободы творчества предло-

жил И.А. Ильин. «Свобода творчества не есть разнуздание к вседоз-

воленности. Это не есть право на разврат, на пошлость и безвкусие.

Но это есть право на свободную творческую молитву; это есть свобо-

да совестного и ответственного Богохваления»

3, с. 394

. В рамках

религиозного сознания можно согласиться с этой мыслью, так как

сердечная молитва раскрывает трансцендирующие возможности

творческой личности. Но ведь плоды свободного творчества далеко

не всегда связаны с молитвой, они часто спонтанны. По этой причине

можно было бы утверждать, что молитва — безусловный ресурс

творчества, доступный, правда, далеко не всем.

Опыт интеграции творчества и свободы принадлежит Н.А. Бер-

дяеву. Творческая свобода всегда связана с интуитивным компонен-

том, который сопротивляется логическому, системному анализу.

Н.А. Бердяев писал, что «творчество необъяснимо. Творчество —

тайна. Тайна творчества есть тайна свободы» [4, с. 116], и, таким об-

разом, творческая деятельность есть творческая свобода. Творчество

есть призвание, назначение, миссия и нравственный долг, продолже-

ние дела Творца. Творческий акт входит в «космическую иерархию,

освобождает от мертвенной власти низших, материализованных иерар-

хий, расковывает бытие», созидает культуру. Всякая культура — это

«продукт творческой работы духа над природными стихиями»

[4, с. 116]. Поэтому в творчестве переплетены божественное и кос-

мическое, духовное и культурное, эмоциональные и трансцендиру-

ющие способности.

Особый интерес у философов вызывает научное творчество.

Опыт научного творчества имеет свои особенности; в первую оче-

редь он в гораздо большей степени обусловлен личным интеллекту-

альным потенциалом и способностью к нетривиальному видению

научных проблем в рамках рационального мышления и рациональ-

ной интуиции. Действительно, научное или техническое открытие не

имеет такой эмоциональной насыщенности и чувственной достовер-

ности (в научной теории), как художественный образ. Оценить кра-

соту научной теории, перевернувшей привычное видение мира, в от-

личие от картины, способны прежде всего сами ученые. Творческая

свобода в науке имеет и другие важные измерения: социальное и мо-

ральное. Последнее — ответственность ученого за свою работу —

рассмотрено в [5].

Еще одна тема из области философии творческой свободы — это

ее характер в условиях глобальных процессов. Информация, которую

осваивает потребитель интернет-пространства, влияет на его внут-

ренний мир и формирует особенности творческой свободы. В этом

заключается факт свободы и открытости пользования и трансляции