Л.Б. Омарова
4
Гуманитарный вестник
# 10·2017
Неожиданный подход к детерминанту свободы творчества предло-
жил И.А. Ильин. «Свобода творчества не есть разнуздание к вседоз-
воленности. Это не есть право на разврат, на пошлость и безвкусие.
Но это есть право на свободную творческую молитву; это есть свобо-
да совестного и ответственного Богохваления»
3, с. 394
. В рамках
религиозного сознания можно согласиться с этой мыслью, так как
сердечная молитва раскрывает трансцендирующие возможности
творческой личности. Но ведь плоды свободного творчества далеко
не всегда связаны с молитвой, они часто спонтанны. По этой причине
можно было бы утверждать, что молитва — безусловный ресурс
творчества, доступный, правда, далеко не всем.
Опыт интеграции творчества и свободы принадлежит Н.А. Бер-
дяеву. Творческая свобода всегда связана с интуитивным компонен-
том, который сопротивляется логическому, системному анализу.
Н.А. Бердяев писал, что «творчество необъяснимо. Творчество —
тайна. Тайна творчества есть тайна свободы» [4, с. 116], и, таким об-
разом, творческая деятельность есть творческая свобода. Творчество
есть призвание, назначение, миссия и нравственный долг, продолже-
ние дела Творца. Творческий акт входит в «космическую иерархию,
освобождает от мертвенной власти низших, материализованных иерар-
хий, расковывает бытие», созидает культуру. Всякая культура — это
«продукт творческой работы духа над природными стихиями»
[4, с. 116]. Поэтому в творчестве переплетены божественное и кос-
мическое, духовное и культурное, эмоциональные и трансцендиру-
ющие способности.
Особый интерес у философов вызывает научное творчество.
Опыт научного творчества имеет свои особенности; в первую оче-
редь он в гораздо большей степени обусловлен личным интеллекту-
альным потенциалом и способностью к нетривиальному видению
научных проблем в рамках рационального мышления и рациональ-
ной интуиции. Действительно, научное или техническое открытие не
имеет такой эмоциональной насыщенности и чувственной достовер-
ности (в научной теории), как художественный образ. Оценить кра-
соту научной теории, перевернувшей привычное видение мира, в от-
личие от картины, способны прежде всего сами ученые. Творческая
свобода в науке имеет и другие важные измерения: социальное и мо-
ральное. Последнее — ответственность ученого за свою работу —
рассмотрено в [5].
Еще одна тема из области философии творческой свободы — это
ее характер в условиях глобальных процессов. Информация, которую
осваивает потребитель интернет-пространства, влияет на его внут-
ренний мир и формирует особенности творческой свободы. В этом
заключается факт свободы и открытости пользования и трансляции