Гуманитарный вестник
# 10·2017 1
УДК 123.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-477
Философский формат творческой свободы
© Л.Б. Омарова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 103274, Россия
Проанализированы основные философские подходы к творческой свободе и свобо-
де творчества — редукционистский и субстратный. Выявлена неоднозначность
философского смысла творческой свободы, который обусловлен тем, что понятия
«творчество» и «свобода» рассматриваются с разных сторон (моральная свобо-
да, правовая свобода, творчество научное и т. п.).
Сделаны выводы о том, что
данные понятия не являются тождественными, свобода — это необходимое усло-
вие творчества. Вопрос творческой свободы и свободы творчества сегодня тесно
переплетен с переизбытком информации, что приводит к стагнации свободы
творчества и формирует не творческое, а аддиктивное
(зависимое) поведение,
т. е. несвободное.
Ключевые слова:
творчество, свобода, контекст, общество, личность
Философское форматирование проблемы, как правило, заключа-
ется в идеализации, систематизации и прояснении границ рационали-
зации понятий и смыслов, близких к всеобщим. Формат творческой
свободы в философском контексте отличается от формата деловой
встречи или рукописи по той причине, что последние имеют количе-
ственные свойства, заданные имеющимися правилами или возмож-
ностями носителя формата. Философия обозначает в первую очередь
качественные и достаточно гибкие параметры интеллектуальной ра-
боты с проблемой. Если бы в ней господствовала заданность, то су-
ществовали бы одна-две философские школы, задающие одинаковые
правила рациональности на долгие времена, включая метод отыска-
ния всеобщих смыслов.
Философский смысл творческой свободы — качественный и явно
неоднозначный. Неоднозначность обусловлена несколькими обстоя-
тельствами. Во-первых, смысл свободы и творчества — интегриро-
ванный. Во-вторых, формат творческой свободы — это даже не
столько формат, сколько профиль. Профильность в данном случае
указывает на тот простой факт, что философия схватывает далеко не
все значения двойного понятия, поскольку сами эти понятия — и
свобода, и творчество — зачастую настолько размыты и разнесены
по дисциплинарным «квартирам» (моральная свобода, правовая сво-
бода, творчество научное, творчество жизни и т. п.), что их взаимо-
связь не имеет строгой интерпретации. Существует целый ансамбль