Философский формат творческой свободы
Гуманитарный вестник
# 10·2017 3
Субстратный подход к свободе и творчеству также представлен в
философии. В этом случае данные качественные характеристики ука-
зывают на их природную заданность, на внешнее и внутреннее жиз-
неосуществление личности. Согласно И. Канту, человек от природы
имеет сильное влечение к свободе. Только в условиях свободы воз-
можна реализация замысла — всех задатков человека, в том числе и
творческих. Таким образом, получается, что свобода служит расши-
рению культурного пространства активности и является для обще-
ственного прогресса несомненным благом.
Субстратный подход к свободе можно обнаружить у К.-Г. Юнга
(интровертивность — экстравертивность), З. Фрейда (Эрос и Тана-
тос), У. Джеймса (теория инстинктов). Необходимо отметить, что
представления о свободе у психологов неоднократно подвергались
критическому анализу. Однако они преуспели в понимании творче-
ства. По результатам эмпирических исследований были сделаны вы-
воды, что, во-первых, творчество имеет внутренние предпосылки
(самостоятельность мышления, нестереотипность восприятия, повы-
шенная восприимчивость, удовольствие от внезапной идеи). Во-
вторых, творческий процесс — это открытая система, выстроенная
по алгоритму альтернативных вариантов, причем сами варианты
имеют много интерпретаций. В-третьих, на таких этапах творческого
процесса, как формирование замысла, инкубация идеи, озарение,
наиболее важным является инсайт, мгновенное озарение. Именно в
нем свободно интегрируются в творческий продукт сознательно от-
бираемые стратегии решения задач, неосознанные установки и пред-
почтения, ценностные ориентиры. Однако озарение к ним не сводит-
ся; оно представляет собой внезапный переход на качественно иной
тип решения задачи, возникновение подлинно нового видения того,
что казалось противоречивым или несовместимым. На смену дисгар-
монии приходит ощущение полноты и красоты найденного решения,
сопровождающееся, как правило, положительными эмоциями, ду-
ховным подъемом, увеличением жизненной энергии.
Идея многоуровневой личностной саморегуляции предусматри-
вает творческую свободу как форму активности, связанную с воз-
можностью преодоления всех типов детерминации личности —
и внешних, и внутренних (стереотипы, сценарии, привычные ориен-
тации) [2].
Религиозный подход к творческой свободе имеет свои особенно-
сти. Если связывать данный подход с религиозными представления-
ми, то из противодействия добра вселенскому злу рождается преоб-
раженный человек, а само преображение зависит не только от чело-
века, но и от конфигурации мира и Бога. Таким образом, в
религиозной мысли свобода и творчество легитимированы Творцом.