1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 10·2017 1

УДК 316:004.9 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-473

Факторный анализ и категориальный метод главных

компонент: сравнительный анализ и практическое

применение для обработки результатов анкетирования

© Е.Е. Фомина

Тверской государственный технический университет, Тверь, 170026, Россия

Анкетирование представляет собой один из основных инструментов изучения со-

стояния общественного мнения в работе социолога.

Первичным результатом ан-

кетирования является, как правило, база данных, требующая последующего глубо-

кого анализа и

поиска взаимосвязей между исследуемыми показателями.

Для ре-

шения этой задачи могут быть применены

факторный анализ и категориальный

метод главных компонент, которые позволяют придать содержательный смысл

полученным результатам. Несмотря на то что с применением данных методов

решают одну задачу, в них используются различные алгоритмы выделения инте-

гральных характеристик, поэтому проблема выбора подходящего метода являет-

ся актуальной. В статье проведено сравнение факторного анализа и категориаль-

ного метода главных компонент как с теоретической позиции, так и с точки зре-

ния практического применения. Рассмотрен пример

обработки результатов

анкетирования, предложены методические рекомендации

.

Ключевые слова:

факторный анализ, алгоритм CatPCA, метод главных компо-

нент, анкетирование

Анкетирование

— метод исследования,

позволяющий оперативно

осуществлять мониторинг состояния и тенденций изменения

обще- ственного мнения

по тем или иным вопросам.

Основное достоинство метода заключается в том, что исследова-

тель может опросить большое число респондентов, проживающих в

разных регионах, и получить сопоставимые данные, для анализа ко-

торых удобно использовать методы математической статистики

[1]

.

Обработка анкет — многоэтапная процедура, включающая как

выполнение рутинных, механических операций, так и решение со-

держательных задач, получение обоснованных выводов.

На практике для обработки анкет наиболее часто используются

следующие методы:

расчет показателей описательной статистики;

подсчет распределения ответов в зависимости от значений допол-

нительных переменных, таких как пол, возраст, образование и др.;

построение таблиц сопряженности и проверка статистических ги-

потез о независимости признаков с использованием критерия хи-

квадрат;

выявление корреляционной зависимости между отдельными при-

знаками;