Гуманитарный вестник
# 10·2017 1
УДК 316:004.9 DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-473
Факторный анализ и категориальный метод главных
компонент: сравнительный анализ и практическое
применение для обработки результатов анкетирования
© Е.Е. Фомина
Тверской государственный технический университет, Тверь, 170026, Россия
Анкетирование представляет собой один из основных инструментов изучения со-
стояния общественного мнения в работе социолога.
Первичным результатом ан-
кетирования является, как правило, база данных, требующая последующего глубо-
кого анализа и
поиска взаимосвязей между исследуемыми показателями.
Для ре-
шения этой задачи могут быть применены
факторный анализ и категориальный
метод главных компонент, которые позволяют придать содержательный смысл
полученным результатам. Несмотря на то что с применением данных методов
решают одну задачу, в них используются различные алгоритмы выделения инте-
гральных характеристик, поэтому проблема выбора подходящего метода являет-
ся актуальной. В статье проведено сравнение факторного анализа и категориаль-
ного метода главных компонент как с теоретической позиции, так и с точки зре-
ния практического применения. Рассмотрен пример
обработки результатов
анкетирования, предложены методические рекомендации
.
Ключевые слова:
факторный анализ, алгоритм CatPCA, метод главных компо-
нент, анкетирование
Анкетирование
— метод исследования,позволяющий оперативно
осуществлять мониторинг состояния и тенденций изменения
обще- ственного мненияпо тем или иным вопросам.
Основное достоинство метода заключается в том, что исследова-
тель может опросить большое число респондентов, проживающих в
разных регионах, и получить сопоставимые данные, для анализа ко-
торых удобно использовать методы математической статистики
[1].
Обработка анкет — многоэтапная процедура, включающая как
выполнение рутинных, механических операций, так и решение со-
держательных задач, получение обоснованных выводов.
На практике для обработки анкет наиболее часто используются
следующие методы:
•
расчет показателей описательной статистики;
•
подсчет распределения ответов в зависимости от значений допол-
нительных переменных, таких как пол, возраст, образование и др.;
•
построение таблиц сопряженности и проверка статистических ги-
потез о независимости признаков с использованием критерия хи-
квадрат;
•
выявление корреляционной зависимости между отдельными при-
знаками;