В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
6
Гуманитарный вестник
# 9·2017
роятностному подходу, который в значительной степени уточняет, до-
полняет результаты исследовательской деятельности. Суть этого подхо-
да состоит в определении вероятности тех или иных явлений на основе
знания определенной совокупности уже известных факторов, которые
связаны между собой, но это когда речь идет об открытой системе, и
здесь не все факторы можно обнаружить. И далее по аналогии функций,
статистической обработки и других вероятностных принципов можно
прогнозировать недостающие звенья. Таким образом, вероятностный
подход выполняет своего рода прогнозирующую функцию.
Определенное значение в исследовательской деятельности в эко-
логии имеет принцип моделирования. Каждое явление может моде-
лироваться не одним, а многими способами. Модели бывают матери-
альные (физические) и идеальные (логические). Это зависит от кон-
кретной специфики объекта анализа. Как правило, логические
модели преобладают. Принцип моделирования основан на содержа-
тельных аналогиях между моделью и объектом моделирования, когда
этим аналогиям придается эвристическая направленность. Недостат-
ком данного подхода является ограниченность воспроизведения тех
или иных свойств изучаемого объекта, невозможность воспроизведе-
ния достаточного количества связей моделируемого объекта, что яв-
ляется следствием значительных погрешностей. Но в некоторых ис-
следованиях он дает достаточно значимые результаты, выполняет
прогнозирующую функцию.
Итак, все вышерассмотренные исследовательские подходы про-
анализированы лишь в общем виде. Однако, по мнению авторов, по
результатам такого анализа можно сделать некоторые общие выводы,
имеющие практическое значение.
Все исследовательские, научные подходы постоянно развива-
ются, видоизменяются, наполняясь все новым и новым содержанием.
Этот процесс нельзя считать законченным. Важным фактором явля-
ется органическая внутренняя взаимосвязь подходов между собой,
которая особенно проявляется в исследовании направлений, лежащих
на стыке нескольких проблем. Более того, данные подходы настолько
взаимосвязаны, что часто само их разграничение становится в боль-
шей мере условным, относительным. Каждый рассмотренный выше
подход односторонен (исследуется лишь одна сторона явлений —
системность, структурность, функциональность, вероятностный ха-
рактер, моделирование и др.). Отсюда следует вывод, что любой из
рассмотренных исследовательских подходов, взятый в отрыве от
других методов, не может быть достаточным для исследования лю-
бого экологического объекта, каким бы простым объект ни казался.
Только в совокупности, в системе, во взаимодействии с иными фор-
мами познания, исследования данные подходы становятся адекват-
ными и эффективными формами изучения экологической реально-