В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
4
Гуманитарный вестник
# 9·2017
ставителей различных дисциплин в ходе отдельного исследования.
Междисциплинарные методы исследования являются доминирую-
щими в таком направлении, как экология человека. Здесь исследу-
ются процессы взаимодействия человека с окружающей средой.
Междисциплинарный подход тесно связан с комплексным. Ком-
плексный подход в исследовательской деятельности экологических
проблем предполагает одновременный анализ экологически значи-
мых факторов методами различных наук, т. е. необходимо дублиро-
вать их истинность независимым образом. Только такой исследова-
тельский подход позволяет предвидеть и предотвратить те или иные
экологические последствия [6]. Но здесь следует учитывать, что че-
ловеческая деятельность нарушает равновесие природных процессов,
они не всегда успевают восстанавливаться, и поэтому возникают не-
обратимые экологические последствия. Необходимо корректировать
результаты исследований с помощью других исследовательских под-
ходов. Однако комплексный подход является доминирующим мето-
дом исследования в инженерной экологии. Здесь также нужно посто-
янное совершенствование организационных форм, методов. Про-
блемы комплексности, как и другие методы исследования, не
являются неизменными, а требуют постоянного развития, совершен-
ствования, которое связано с появлением новых научных знаний.
Особое место в экологии и исследовательской деятельности
занимает системный подход [7]. Это достаточно сложный метод ис-
следования. Системный подход является доминирующим во многих
разделах экологии, но наибольшая его значимость отмечается в био-
экологии.
Как известно, исследовательская деятельность не может осу-
ществляться хаотически, она подчинена определенным закономерно-
стям. Другими словами, проблемы экологии нельзя решать линейно и
последовательно, требуется системный подход. Необходим поиск
общих сторон, принципов, позволяющих связывать их в систему,
формировать целостное представление органического единства раз-
личных научных данных. Но это не суммарная совокупность знаний,
а система, которая представляет собой неразрывное единство состав-
ляющих ее компонентов. В соответствии с этим части, компоненты
системы подчинены целому, т. е. системе, но ее оптимальность не
совпадает с оптимальностью каждого отдельно взятого элемента.
Свойства системы интегративны, они не сводятся к совокупности,
простой сумме всех свойств ее элементов. Качественно новые свой-
ства, характеризующие систему как единое целое, отсутствуют у лю-
бого ее элемента в отдельности, и лишь внутреннее их взаимодей-
ствие порождает систему во всем ее своеобразии. Но в то же время
составные элементы характеризуются относительной самостоятель-
ностью внутри самой системы, и рамки такой самостоятельности за-