Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова

4

Гуманитарный вестник

# 9·2017

ставителей различных дисциплин в ходе отдельного исследования.

Междисциплинарные методы исследования являются доминирую-

щими в таком направлении, как экология человека. Здесь исследу-

ются процессы взаимодействия человека с окружающей средой.

Междисциплинарный подход тесно связан с комплексным. Ком-

плексный подход в исследовательской деятельности экологических

проблем предполагает одновременный анализ экологически значи-

мых факторов методами различных наук, т. е. необходимо дублиро-

вать их истинность независимым образом. Только такой исследова-

тельский подход позволяет предвидеть и предотвратить те или иные

экологические последствия [6]. Но здесь следует учитывать, что че-

ловеческая деятельность нарушает равновесие природных процессов,

они не всегда успевают восстанавливаться, и поэтому возникают не-

обратимые экологические последствия. Необходимо корректировать

результаты исследований с помощью других исследовательских под-

ходов. Однако комплексный подход является доминирующим мето-

дом исследования в инженерной экологии. Здесь также нужно посто-

янное совершенствование организационных форм, методов. Про-

блемы комплексности, как и другие методы исследования, не

являются неизменными, а требуют постоянного развития, совершен-

ствования, которое связано с появлением новых научных знаний.

Особое место в экологии и исследовательской деятельности

занимает системный подход [7]. Это достаточно сложный метод ис-

следования. Системный подход является доминирующим во многих

разделах экологии, но наибольшая его значимость отмечается в био-

экологии.

Как известно, исследовательская деятельность не может осу-

ществляться хаотически, она подчинена определенным закономерно-

стям. Другими словами, проблемы экологии нельзя решать линейно и

последовательно, требуется системный подход. Необходим поиск

общих сторон, принципов, позволяющих связывать их в систему,

формировать целостное представление органического единства раз-

личных научных данных. Но это не суммарная совокупность знаний,

а система, которая представляет собой неразрывное единство состав-

ляющих ее компонентов. В соответствии с этим части, компоненты

системы подчинены целому, т. е. системе, но ее оптимальность не

совпадает с оптимальностью каждого отдельно взятого элемента.

Свойства системы интегративны, они не сводятся к совокупности,

простой сумме всех свойств ее элементов. Качественно новые свой-

ства, характеризующие систему как единое целое, отсутствуют у лю-

бого ее элемента в отдельности, и лишь внутреннее их взаимодей-

ствие порождает систему во всем ее своеобразии. Но в то же время

составные элементы характеризуются относительной самостоятель-

ностью внутри самой системы, и рамки такой самостоятельности за-