Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Анализ основных исследовательских подходов в экологии

Гуманитарный вестник

# 9·2017 5

висят как от содержательной природы системы, так и от конкретного

аспекта рассмотрения в каждом отдельном случае. Однако в эколо-

гии часто бывают ситуации, когда новое научное открытие может

существенно изменить представление о взаимосвязи тех или иных

элементов и о системе в целом. Кстати, такая картина наблюдается и

в других областях знания, но гораздо реже.

Следует также отметить, что в исследовательской деятельности

часто возникают ситуации относительности системного статуса тех

или иных объектов, явлений действительности: то, что в одном от-

ношении является системой, в других может выступать как подси-

стема или даже элемент — в зависимости от масштабов изучаемых

явлений, целей и уровней их анализа. В этом случае за основу могут

быть взяты различные системообразующие факторы. Данное поло-

жение связано с проблемой структуры системных объектов, т. е. си-

стемный подход сопряжен со структурным подходом. Структура ча-

сто понимается как порядок оформления элементов в систему, закон,

характер связи между ее элементами. Процесс исследования любой

системы предполагает проникновение в ее структуру, анализ спосо-

бов внутренней связи всех ее элементов и уровней.

Структурный подход дополняется функциональным, направлен-

ным на исследование функционирования систем, которое представ-

ляет особо важный аспект для исследователя. Структура системы яв-

ляется условием и средством реализации ее определенных функций,

т. е. та или иная функция системы связана с ее определенной струк-

турой. На практике эта связь должна быть направлена на оптимиза-

цию функционирования системы. Связь между структурами и функ-

циями находится в непрерывной динамике и не является статичной.

Поэтому здесь встает вопрос о соотношении функционирования и

развитии систем. Если функциональность отражает устойчивость,

стабильность функций системы, то развитие означает изменение,

возникновение качественно новых состояний. Но не каждое измене-

ние является развитием, и здесь требуются другие, более сложные

дополнительные исследования.

Итак, данные методы взаимосвязаны между собой и выступают

как две стороны единого системно-структурного подхода. Но си-

стема связана с динамикой, а структура, которая обычно не описыва-

ется формулами, — со статикой, и каждый из них доминирует в со-

ответствующем исследовании. В одном случае акцентируется внима-

ние на системном характере исследуемых явлений, в другом —

выделяется структурный аспект исследования.

Следует также учесть, что в экологии большинство явлений по

своей природе являются не жестко детерминированными, а, наобо-

рот, гибкими, испытывают влияние многих факторов, поэтому важ-

ное место в исследовании экологических процессов принадлежит ве-