Коллективный интеллект как основа современной креативности
Гуманитарный вестник
# 9·2017 7
фессионалов, так и любителей, занимающихся сбором информации о
различных экспериментальных, малосерийных и концептуальных ле-
тательных аппаратах. Степень креативности концентраторов выше,
чем у стартовых площадок, поскольку их цель — поиск и размеще-
ние данных, их централизация, что нередко требует кооперации и по-
иска нестандартных методов добычи сведений, а также людей, об-
ладающих специальными навыками, например, способных перевести
документ с языка оригинала; в целом, однако, креативность таких со-
обществ оценивается как средняя относительно других типов, особо
выражены критерии степени проработки, оригинальности и беглости.
Плавильные котлы, в отличие от предыдущих типов сообществ,
обладают более широким спектром деятельности и их креативный
уровень выше. По структуре они представляют собой комбинацию
стартовых площадок и концентраторов с определенными спе-
цифическими чертами: общий сетевой ресурс предоставляет место
для размещения контента и обмена идеями, на базе чего формиру-
ются неформальные группы, своеобразные клубы по интересам,
участники которых занимаются чем-либо конкретным; при этом не
предусматривается внешнее централизованное управление ресурсами
(за исключением сугубо технического). Примером такого типа сооб-
ществ является онлайн-галерея deviantArt [9], предназначенная для
размещения работ художников-профессионалов и любителей, а также
творческих групп; помимо этого она выступает в качестве портала
для фотографов и писателей. Еще одним примером служит сообще-
ство по играм серии «В тылу врага» сайта
cnews.ru[10] — суще-
ствует специальный раздел для пользователей, в котором они могут
размещать свои модификации и обмениваться ресурсами для созда-
ния таковых. Креативность данных сообществ велика по причине
свободной коммуникации и обмена данными — гибкость и сопро-
тивление замыканию в такой среде чрезвычайно высоки, беглость
идей обусловлена спецификой самой среды, а на оригинальность и
степень проработки оказывает положительное влияние отсутствие
формализма. Важна также ротация пользователей — высок шанс
найти человека, готового присоединиться к разработке какой-либо
идеи и привнести нечто оригинальное либо заняться тщательной
проработкой отдельных аспектов.
Военные системы связи сами по себе не являются генераторами
идей или специфического контента, но определенным образом пред-
ставляют интерес с точки зрения изучения феномена креативности.
Военные сети в ходе технологического скачка, как и все прочие,
начали активно использовать цифровые технологии; это привело к
развитию концепции так называемого цифрового поля боя [11], т. е.
использования портативных устройств или специализированных ма-