Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Коллективный интеллект как основа современной креативности

Гуманитарный вестник

# 9·2017 7

фессионалов, так и любителей, занимающихся сбором информации о

различных экспериментальных, малосерийных и концептуальных ле-

тательных аппаратах. Степень креативности концентраторов выше,

чем у стартовых площадок, поскольку их цель — поиск и размеще-

ние данных, их централизация, что нередко требует кооперации и по-

иска нестандартных методов добычи сведений, а также людей, об-

ладающих специальными навыками, например, способных перевести

документ с языка оригинала; в целом, однако, креативность таких со-

обществ оценивается как средняя относительно других типов, особо

выражены критерии степени проработки, оригинальности и беглости.

Плавильные котлы, в отличие от предыдущих типов сообществ,

обладают более широким спектром деятельности и их креативный

уровень выше. По структуре они представляют собой комбинацию

стартовых площадок и концентраторов с определенными спе-

цифическими чертами: общий сетевой ресурс предоставляет место

для размещения контента и обмена идеями, на базе чего формиру-

ются неформальные группы, своеобразные клубы по интересам,

участники которых занимаются чем-либо конкретным; при этом не

предусматривается внешнее централизованное управление ресурсами

(за исключением сугубо технического). Примером такого типа сооб-

ществ является онлайн-галерея deviantArt [9], предназначенная для

размещения работ художников-профессионалов и любителей, а также

творческих групп; помимо этого она выступает в качестве портала

для фотографов и писателей. Еще одним примером служит сообще-

ство по играм серии «В тылу врага» сайта

cnews.ru

[10] — суще-

ствует специальный раздел для пользователей, в котором они могут

размещать свои модификации и обмениваться ресурсами для созда-

ния таковых. Креативность данных сообществ велика по причине

свободной коммуникации и обмена данными — гибкость и сопро-

тивление замыканию в такой среде чрезвычайно высоки, беглость

идей обусловлена спецификой самой среды, а на оригинальность и

степень проработки оказывает положительное влияние отсутствие

формализма. Важна также ротация пользователей — высок шанс

найти человека, готового присоединиться к разработке какой-либо

идеи и привнести нечто оригинальное либо заняться тщательной

проработкой отдельных аспектов.

Военные системы связи сами по себе не являются генераторами

идей или специфического контента, но определенным образом пред-

ставляют интерес с точки зрения изучения феномена креативности.

Военные сети в ходе технологического скачка, как и все прочие,

начали активно использовать цифровые технологии; это привело к

развитию концепции так называемого цифрового поля боя [11], т. е.

использования портативных устройств или специализированных ма-