Коллективный интеллект как основа современной креативности
Гуманитарный вестник
# 9·2017 5
альной деятельности университетов путем устранения простран-
ственно-временных ограничений в поиске как рядовых сотрудников,
так и генераторов идей. Также прослеживается влияние на степени
проработки и оригинальности интеллектуальных продуктов: привле-
чение ресурсов других университетов для решения задач или сторон-
них специалистов значительно упростило поиск таких решений и
увеличило количество их вариантов.
Смартмоб («умная» толпа) является формой самоорганизую-
щейся роевой структуры. Изначально определение смартмоба дал
Г. Рейнгольд в работе [5]; согласно его мнению, появление «умных»
толп связано с массовым распространением коммуникационных
устройств, с помощью которых любой субъект может получить до-
ступ к сетям передачи информации. Ключевыми характеристиками
«умной» толпы являются:
•
отсутствие жесткой иерархической структуры и, соответ-
ственно, централизованного обмена информацией;
•
приоритет сетевой организации над пространственно-времен-
ной;
•
не подверженность хаотичности в отличие от обыкновенной
толпы;
•
отсутствие жесткой привязки к событию.
Децентрализованный информационный поток и свободное под-
ключение к системе позволяют смартмобам использовать тактику
пчелиного роя при решении какой-либо задачи. Таким путем обеспе-
чивается защита отдельных участников и в то же время эффективное
внутреннее управление данного типа КИ за счет быстрой передачи
информации и наличия общей цели в качестве объекта внимания, что
делает умную толпу нехаотичной.
Яркими примерами реализованных через системы связи действий
умных толп являются беспорядки в Кишиневе в 2009 г. и сту-
денческие протесты в Чили в 2006 г.
В Кишиневе ситуация складывалась следующим образом: в ре-
зультате парламентских выборов в Молдавии в 2009 г. победу одер-
жали коммунисты, что вызвало изначально демонстрации недо-
вольных ситуацией граждан и оппозиции, а позднее — массовые
беспорядки. Во многих европейских СМИ это событие получило
название «Революция Твиттера» — участники событий кооперирова-
лись с помощью социальных сетей и сервисов быстрой передачи со-
общений в Интернете, в частности, Твиттера [6], поэтому полиции
было трудно пресечь беспорядки. В итоге действия демонстрантов
привели к проведению новых выборов, результатом которых стало
формирование другого состава правительства — коммунисты поте-
ряли большинство голосов.