П.Л. Краснощек
4
Гуманитарный вестник
# 9·2017
изменяется, как и остальные критерии: поскольку имеется возмож-
ность непрерывной коммуникации внутри структуры КИ, уровень
сложности лингвистических конструкций, используемых для имено-
вания, возрастает, что позволяет более четко выделить ключевые мо-
менты общей идеи и выставить приоритеты для реализации. Подводя
итог оценке влияния технологического скачка в сфере связи на креа-
тивные свойства групп, необходимо отметить следующее:
•
развитие технологий положительно отражается на креативности
и ведет к ее росту в коллективных интеллектуальных системах;
•
технологический скачок деформализует сами системы, наделяя
возможностью участвовать в производстве интеллектуального про-
дукта любого субъекта, имеющего актуальные для системы идеи,
независимо от его положения в пространстве и времени, а также под-
готовки.
Иллюстрациями коллективных интеллектуальных систем и их
деятельности, возникших либо значительно изменившихся за счет
смены технологического уровня и имеющих непосредственное от-
ношение к понятию креативности, являются современные универси-
теты, смартмобы и их деятельность, интернет-ресурсы, а также, в не-
которых специфических аспектах, военные коммуникации.
Университеты как крупные формации, представляющие собой
объединенные в единую сеть мелкие коллективные интеллекту-
альные системы (в силу наличия различных факультетов и направле-
ний), значительно изменились в результате технологического скачка,
получив в свое распоряжение ранее недоступные возможности. В
первую очередь, для университетов стало возможным хранение и ка-
талогизация архивов в более простой и удобной форме электронных
источников с организацией общего доступа учащихся и преподавате-
лей к данным архивам. Ранее это было значительно труднее органи-
зовать без электронных коммуникаций в силу различных причин, та-
ких как ограниченное количество экземпляров, естественный износ,
утеря бумажного носителя и т. д. Еще один изменившийся аспект для
университетов — возможность привлечения для исследовательской
деятельности людей, не входящих напрямую в состав структуры и
удаленных географически; сюда же относится дистанционное обуче-
ние. До научно-технологического скачка все это требовало больших
временны́х затрат и усложнялось пространственной удаленностью.
Проиллюстрировать новую сетевую составляющую университетов
можно на примере программы edX Гарвардского университета, кото-
рая представляет собой курсы удаленного обучения с помощью Ин-
тернета в основном по техническим дисциплинам [4]. Показатель
креативности высших учебных заведений возрос с технологическим
скачком. Сети связи отразились на беглости и гибкости интеллекту-