Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

П.Л. Краснощек

4

Гуманитарный вестник

# 9·2017

изменяется, как и остальные критерии: поскольку имеется возмож-

ность непрерывной коммуникации внутри структуры КИ, уровень

сложности лингвистических конструкций, используемых для имено-

вания, возрастает, что позволяет более четко выделить ключевые мо-

менты общей идеи и выставить приоритеты для реализации. Подводя

итог оценке влияния технологического скачка в сфере связи на креа-

тивные свойства групп, необходимо отметить следующее:

развитие технологий положительно отражается на креативности

и ведет к ее росту в коллективных интеллектуальных системах;

технологический скачок деформализует сами системы, наделяя

возможностью участвовать в производстве интеллектуального про-

дукта любого субъекта, имеющего актуальные для системы идеи,

независимо от его положения в пространстве и времени, а также под-

готовки.

Иллюстрациями коллективных интеллектуальных систем и их

деятельности, возникших либо значительно изменившихся за счет

смены технологического уровня и имеющих непосредственное от-

ношение к понятию креативности, являются современные универси-

теты, смартмобы и их деятельность, интернет-ресурсы, а также, в не-

которых специфических аспектах, военные коммуникации.

Университеты как крупные формации, представляющие собой

объединенные в единую сеть мелкие коллективные интеллекту-

альные системы (в силу наличия различных факультетов и направле-

ний), значительно изменились в результате технологического скачка,

получив в свое распоряжение ранее недоступные возможности. В

первую очередь, для университетов стало возможным хранение и ка-

талогизация архивов в более простой и удобной форме электронных

источников с организацией общего доступа учащихся и преподавате-

лей к данным архивам. Ранее это было значительно труднее органи-

зовать без электронных коммуникаций в силу различных причин, та-

ких как ограниченное количество экземпляров, естественный износ,

утеря бумажного носителя и т. д. Еще один изменившийся аспект для

университетов — возможность привлечения для исследовательской

деятельности людей, не входящих напрямую в состав структуры и

удаленных географически; сюда же относится дистанционное обуче-

ние. До научно-технологического скачка все это требовало больших

временны́х затрат и усложнялось пространственной удаленностью.

Проиллюстрировать новую сетевую составляющую университетов

можно на примере программы edX Гарвардского университета, кото-

рая представляет собой курсы удаленного обучения с помощью Ин-

тернета в основном по техническим дисциплинам [4]. Показатель

креативности высших учебных заведений возрос с технологическим

скачком. Сети связи отразились на беглости и гибкости интеллекту-