1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 9·2017 1

УДК [1:316](045) DOI 10.18698/2306-8477-2017-9-466

Коллективный интеллект как основа современной

креативности

© П.Л. Краснощек

Северный арктический федеральный университет, Архангельск, 163002, Россия

Рассмотрен прикладной аспект креативности применительно к понятию коллек-

тивного интеллекта, а именно проявление отдельных аспектов креативности,

выведенных Э.П. Торренсом, на примере некоторых виртуальных сетевых сооб-

ществ, смартмобов как хаотической системы, обладающей интеллектом, и кон-

цепции так называемого цифрового поля боя. В частности, исследованы критерии

беглости, гибкости, оригинальности и степени проработки результатов деятель-

ности систем, а также сопротивление систем замыканию от внешнего воздей-

ствия. Описаны причины бурного роста различных структур с интеллектом кол-

лективного типа, заключающиеся в развитии коммуникационных технологий и

возникновения сетей виртуальной реальности и их влияние на креативные свой-

ства групп. Дана классификация сетевых сообществ по типу выполняемых ими

функций — стартовые площадки, концентраторы и плавильные котлы.

Ключевые слова:

интеллект, коллективный, коммуникация, креативность, связь,

сеть, сообщества

Понятие «коллективный интеллект» (КИ) существует в явном и не-

явном виде на протяжении всей истории человечества, поскольку люди

объединяются в группы для решения проблем по различным причинам:

некоторые задачи, будучи простыми технически, недоступны для реше-

ния одному человеку, другие имеют несколько алгоритмов решения,

весь спектр которых способна определить только группа, третьи требу-

ют участия специалистов различного профиля и т. д.

Термин КИ обозначает сосредоточение интеллектуальных ресур-

сов нескольких единичных субъектов в процессе коммуникации с це-

лью поиска алгоритма решения задач и его реализации [1].

У термина «креативность» есть несколько значений, основными

из которых являются следующие: уровень творческих способностей

индивида; показатель способности групп к генерации нешаблонных

идей и алгоритмов и доведению их до реализации.

В рамках данной статьи используется второе определение.

Исследователь П. Торренс [2, 3] вывел ключевые критерии кре-

ативности: беглость, гибкость, оригинальность, степень проработки,

сопротивление замыканию, абстрактность названия.

Под беглостью понимается количество идей, которое производит

индивид или группа в установленном временном промежутке. Креа-

тивная гибкость предполагает способность к поиску различных алго-