Гуманитарный вестник
# 9·2017 1
УДК [1:316](045) DOI 10.18698/2306-8477-2017-9-466
Коллективный интеллект как основа современной
креативности
© П.Л. Краснощек
Северный арктический федеральный университет, Архангельск, 163002, Россия
Рассмотрен прикладной аспект креативности применительно к понятию коллек-
тивного интеллекта, а именно проявление отдельных аспектов креативности,
выведенных Э.П. Торренсом, на примере некоторых виртуальных сетевых сооб-
ществ, смартмобов как хаотической системы, обладающей интеллектом, и кон-
цепции так называемого цифрового поля боя. В частности, исследованы критерии
беглости, гибкости, оригинальности и степени проработки результатов деятель-
ности систем, а также сопротивление систем замыканию от внешнего воздей-
ствия. Описаны причины бурного роста различных структур с интеллектом кол-
лективного типа, заключающиеся в развитии коммуникационных технологий и
возникновения сетей виртуальной реальности и их влияние на креативные свой-
ства групп. Дана классификация сетевых сообществ по типу выполняемых ими
функций — стартовые площадки, концентраторы и плавильные котлы.
Ключевые слова:
интеллект, коллективный, коммуникация, креативность, связь,
сеть, сообщества
Понятие «коллективный интеллект» (КИ) существует в явном и не-
явном виде на протяжении всей истории человечества, поскольку люди
объединяются в группы для решения проблем по различным причинам:
некоторые задачи, будучи простыми технически, недоступны для реше-
ния одному человеку, другие имеют несколько алгоритмов решения,
весь спектр которых способна определить только группа, третьи требу-
ют участия специалистов различного профиля и т. д.
Термин КИ обозначает сосредоточение интеллектуальных ресур-
сов нескольких единичных субъектов в процессе коммуникации с це-
лью поиска алгоритма решения задач и его реализации [1].
У термина «креативность» есть несколько значений, основными
из которых являются следующие: уровень творческих способностей
индивида; показатель способности групп к генерации нешаблонных
идей и алгоритмов и доведению их до реализации.
В рамках данной статьи используется второе определение.
Исследователь П. Торренс [2, 3] вывел ключевые критерии кре-
ативности: беглость, гибкость, оригинальность, степень проработки,
сопротивление замыканию, абстрактность названия.
Под беглостью понимается количество идей, которое производит
индивид или группа в установленном временном промежутке. Креа-
тивная гибкость предполагает способность к поиску различных алго-