Р.А. Камалова, И.Е. Сафарова
4
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Обучение студентов с нарушением слуха русскому и английско-
му языкам предполагает знание признаков грамматического явления,
соотнесение формы со значением слова.
Большое внимание в условиях вуза уделяется индивидуальному
подходу к обучению, так как при работе с глухими студентами пре-
подаватель часто сталкивается с проблемами общего развития речи.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана созданы специальные программы для
подгрупп с различным уровнем подготовки и с учетом различной
степени потери слуха.
При составлении программы обучения английскому языку для
студентов с нарушением слуха важно учитывать тот факт, что наряду
с развитием языковых знаний формируются интеллектуальные спо-
собности и расширяются их представления об окружающем мире,
и, в частности, о культуре и традициях английского народа.
Методика преподавания языков студентам с нарушением слуха
требует обращения к другим областям знаний и, главным образом,
к лингвистике, психологии и педагогике.
Успешный результат может быть получен на основе синтеза под-
ходов, методов и приемов, используемых для обучения родному язы-
ку при нарушении слуха и иностранному языку слышащих.
Оптимальное решение обучения в данном случае достигается
особыми педагогическими мерами.
Преподавателю, работающему со студентами с нарушением слу-
ха, следует придерживаться следующих методических рекомендаций:
говорить, всегда стоя лицом к студентам;
произносить слова четко, соблюдая между ними паузы;
строить предложения с прямым порядком слов;
разъяснять условие задания, по ходу уточняя правильность их
понимания;
объяснять материал с использованием наглядных пособий
и технических средств, привлекая алгоритмы;
усложнять задания постепенно, проверяя правильность выпол-
нения предыдущего материала.
Самым главным методическим требованием при обучении лиц
с нарушением слуха является живая интонация, речь с соответству-
ющим выражением лица [9]. Преподавателю следует проявлять ра-
зумную обоснованную требовательность и выбирать оптимальные
формы поведения и реакций на допущенные студентами ошибки.
Использование специфических приемов работы со слабослыша-
щими студентами, бесспорно, способствует интенсификации разви-
тия мышления и речи, интеграции лиц с нарушением слуха в обще-
стве, позволяет проводить инклюзивное обучение.