1 / 6 Next Page
Information
Show Menu
1 / 6 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 8·2017 1

УДК 376.33 DOI 10.18698/2306-8477-2017-8-461

Лингвометодические основы преподавания русского

и английского языков студентам

с нарушением слуха в техническом вузе

© Р.А. Камалова, И.Е. Сафарова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена специфика обучения русскому и английскому языкам студентов

с нарушением слуха. Отмечены особенности восприятия материала под руковод-

ством педагога. Даны методические рекомендации.

Ключевые слова:

студенты с нарушением слуха, зрительное внимание, зрительное

восприятие, методики обучения

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями

здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16 является важ-

ным документом, благодаря которому осуществляется интегрирован-

ное обучение людей с отклонениями в состоянии здоровья.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — первый в России технический уни-

верситет, где с 1934 г. успешно обучаются глухие и слабослышащие

студенты.

В 1994 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана создан Головной учебно-

исследовательский и методический центр профессиональной реаби-

литации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ),

в котором эффективно развивают специальные образовательно-

реабилитационные программы (ОРП).

ОРП базируются на развитии когнитивных способностей, обес-

печивающих доступность интегрированного инклюзивного образо-

вания.

Великий педагог-психолог Л.В. Выготский исследовал «зоны

ближайшего развития» — «область не созревших, но созревающих

процессов» [1]. С этими задачами учащийся на данном уровне не

может справиться сам, но способен решить их при помощи педагога.

Результат достигается в ходе совместной деятельности с педагогом.

Этим принципом следует руководствоваться в обучении студентов

с нарушением слуха. Важно, чтобы в процессе обучения студенты

чувствовали поддержку и помощь преподавателя, т. е. чтобы находи-

лись с ним в одном и том же смысловом поле [1].

Начиная обучение студентов с нарушением слуха, следует опре-

делить общий уровень подготовки по русскому и английскому язы-

кам, объем времени на изучение каждой дисциплины, степень пора-

жения слуха у студента, темп усвоения материала и владение

внятной устной речью.