Гуманитарный вестник
# 8·2017 1
УДК 376.33 DOI 10.18698/2306-8477-2017-8-461
Лингвометодические основы преподавания русского
и английского языков студентам
с нарушением слуха в техническом вузе
© Р.А. Камалова, И.Е. Сафарова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена специфика обучения русскому и английскому языкам студентов
с нарушением слуха. Отмечены особенности восприятия материала под руковод-
ством педагога. Даны методические рекомендации.
Ключевые слова:
студенты с нарушением слуха, зрительное внимание, зрительное
восприятие, методики обучения
Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16 является важ-
ным документом, благодаря которому осуществляется интегрирован-
ное обучение людей с отклонениями в состоянии здоровья.
МГТУ им. Н.Э. Баумана — первый в России технический уни-
верситет, где с 1934 г. успешно обучаются глухие и слабослышащие
студенты.
В 1994 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана создан Головной учебно-
исследовательский и методический центр профессиональной реаби-
литации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ),
в котором эффективно развивают специальные образовательно-
реабилитационные программы (ОРП).
ОРП базируются на развитии когнитивных способностей, обес-
печивающих доступность интегрированного инклюзивного образо-
вания.
Великий педагог-психолог Л.В. Выготский исследовал «зоны
ближайшего развития» — «область не созревших, но созревающих
процессов» [1]. С этими задачами учащийся на данном уровне не
может справиться сам, но способен решить их при помощи педагога.
Результат достигается в ходе совместной деятельности с педагогом.
Этим принципом следует руководствоваться в обучении студентов
с нарушением слуха. Важно, чтобы в процессе обучения студенты
чувствовали поддержку и помощь преподавателя, т. е. чтобы находи-
лись с ним в одном и том же смысловом поле [1].
Начиная обучение студентов с нарушением слуха, следует опре-
делить общий уровень подготовки по русскому и английскому язы-
кам, объем времени на изучение каждой дисциплины, степень пора-
жения слуха у студента, темп усвоения материала и владение
внятной устной речью.