Лингвометодические основы преподавания русского и английского языков…
Гуманитарный вестник
# 8·2017 3
Можно выделить два положения методического характера, кото-
рые определяют способы обучения английскому языку лиц с нару-
шением слуха:
1) обучение студентов с нарушением слуха опирается на приемы,
которые используются при обучении глухих родной речи;
2) изучая иностранный язык (в данном случае английский), сту-
дент уже обладает опытом и навыками, приобретенными при обуче-
нии родному языку.
Между этими двумя процессами имеется сходство: в обоих случаях
они протекают в условиях целенаправленного, специально организо-
ванного обучения языку. Это сходство указывает на преемственность от
предшествующего обучения родному и иностранным языкам и, как
следствие, на использование общих методов и приемов.
«Нужно думать и пробовать, продолжать, побеждать глухоту —
собственную или другого человека» [5]. Руководствуясь этим прин-
ципом, преподаватели разрабатывают типологию специализирован-
ных компенсаторных упражнений.
При обучении английскому языку главной задачей становится
обеспечение условий, при которых уже имеющиеся навыки и умения
могут использоваться наиболее эффективно.
Одним из факторов эффективного обучения является компетент-
ность преподавателя при применении различных способов общения:
наглядности, компьютерных технологий, интерактивной доски, роле-
вых заданий с использованием мимики и пантомимы, знание техниче-
ских средств улучшения слуха.
Родной язык усваивается при специально организованном обуче-
нии. Поэтому предложенное англоязычное задание студент выполня-
ет тем же способом, т. е. использует те же навыки и умения, что и
при овладении русским языком. При этом особенно важно применять
вспомогательный опорный материал в виде схем, таблиц, языковых
конструкций.
В учебном процессе широко применяется разного рода иллю-
стративный материал [8]. В частности, все грамматические явления
представлены графически, а особенности выделяются с помощью
различной цветовой гаммы.
Письмо становится ведущим фактором овладения речью (и рус-
ской, и английской). Письменный образ слова играет важную роль
в обучении. Значительная часть работы подкрепляется письменной
речью. Это не только определенные слова, но и словосочетания, фра-
зы и фразеологизмы, предложения с прямым порядком слов.
Знание слов и грамматических конструкций само по себе не
обеспечивает формирования умений письменного высказывания. Для
этого необходимы навыки владения материалом, которые помогают
передать информацию.