Р.А. Камалова, И.Е. Сафарова
2
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Одной из важных проблем для лиц с нарушением слуха являются
трудности в понимании смысла речи, текста, значения отдельных
слов, так как словесная речь у них формируется по-другому. Импульс
от звуковых раздражителей и, соответственно, речевая информация
не поступают в кору головного мозга. В связи с этим страдает рече-
вая зона мозга. Поэтому повышается роль зрительного восприятия.
Зрение становится ведущим анализатором в овладении речью [2].
У студентов с нарушением слуха работа над совершенствованием
русского языка продолжается и в университете. Данный процесс мо-
жет быть успешным лишь при активном участии не только препода-
вателя русского языка, но и других преподавателей-предметников.
Глубокие нарушения слуха влияют на механизмы развития языка
и речи, поэтому оба языка (русский и английский) воспринимаются
как иностранные. И в том и в другом случае следует управлять зри-
тельным восприятием. Оно происходит через образ слова при соот-
ветствующем обозначении (схемы, таблицы, карточки, ситуативные
картинки, другие материалы для зрительного образа) [3]. Наглядная
подача материала, использование компьютерных технологий, интер-
активной доски способствуют успешному изучению русского и ан-
глийского языков.
Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством преподава-
телей разрабатывают специальные компьютерные программы. В них
учитывается метод повторения и запоминания стандартных фраз
(клише), потому что у студентов с нарушением слуха существует
проблема маленького объема памяти. В связи с этим в программах по
обучению языкам применяется методика повторения и запоминания
стандартных фраз [4].
Но самое важное в обучении студентов с нарушением слуха —
это применяемые методики, которые в значительной степени отли-
чаются от существующих методик для массового потока студентов.
В данном случае процесс усвоения материала может происходить
только, как говорил Л.С. Выготский, «обходным путем» [5]. Поэтому
следует опираться на методики, разработанные такими педагогами,
сурдопедагогами, учеными, психологами, как Р.М. Боскис, Н.И. Жин-
кин, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, А.Р. Лурия и др.
Известные сурдопедагоги К.Г. Коровин, И.А. Шаповал, А.И. Дьяч-
ков отмечали взаимосвязь в овладении родным и иностранным язы-
ками [6, 7].
Ученые-дефектологи давно заметили, что обучение лиц с нару-
шением слуха родному языку сходно с обучением слышащих ино-
странному языку. Это сходство в том, что в обоих случаях учебный
процесс специально организован, а обучаемый отключен от внешней
языковой среды. Но имеется и существенная разница, так как у слы-
шащих людей речь уже сформирована.