Previous Page  2 / 6 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 6 Next Page
Page Background

Р.А. Камалова, И.Е. Сафарова

2

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Одной из важных проблем для лиц с нарушением слуха являются

трудности в понимании смысла речи, текста, значения отдельных

слов, так как словесная речь у них формируется по-другому. Импульс

от звуковых раздражителей и, соответственно, речевая информация

не поступают в кору головного мозга. В связи с этим страдает рече-

вая зона мозга. Поэтому повышается роль зрительного восприятия.

Зрение становится ведущим анализатором в овладении речью [2].

У студентов с нарушением слуха работа над совершенствованием

русского языка продолжается и в университете. Данный процесс мо-

жет быть успешным лишь при активном участии не только препода-

вателя русского языка, но и других преподавателей-предметников.

Глубокие нарушения слуха влияют на механизмы развития языка

и речи, поэтому оба языка (русский и английский) воспринимаются

как иностранные. И в том и в другом случае следует управлять зри-

тельным восприятием. Оно происходит через образ слова при соот-

ветствующем обозначении (схемы, таблицы, карточки, ситуативные

картинки, другие материалы для зрительного образа) [3]. Наглядная

подача материала, использование компьютерных технологий, интер-

активной доски способствуют успешному изучению русского и ан-

глийского языков.

Студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством преподава-

телей разрабатывают специальные компьютерные программы. В них

учитывается метод повторения и запоминания стандартных фраз

(клише), потому что у студентов с нарушением слуха существует

проблема маленького объема памяти. В связи с этим в программах по

обучению языкам применяется методика повторения и запоминания

стандартных фраз [4].

Но самое важное в обучении студентов с нарушением слуха —

это применяемые методики, которые в значительной степени отли-

чаются от существующих методик для массового потока студентов.

В данном случае процесс усвоения материала может происходить

только, как говорил Л.С. Выготский, «обходным путем» [5]. Поэтому

следует опираться на методики, разработанные такими педагогами,

сурдопедагогами, учеными, психологами, как Р.М. Боскис, Н.И. Жин-

кин, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, А.Р. Лурия и др.

Известные сурдопедагоги К.Г. Коровин, И.А. Шаповал, А.И. Дьяч-

ков отмечали взаимосвязь в овладении родным и иностранным язы-

ками [6, 7].

Ученые-дефектологи давно заметили, что обучение лиц с нару-

шением слуха родному языку сходно с обучением слышащих ино-

странному языку. Это сходство в том, что в обоих случаях учебный

процесс специально организован, а обучаемый отключен от внешней

языковой среды. Но имеется и существенная разница, так как у слы-

шащих людей речь уже сформирована.