Профессиональный компьютерный дискурс как особая сфера общения специалистов
7
системный признак практически не получает эксплицитного выраже-
ния, в то время как ориентация на адресата определяет содержатель-
ную структуру изложения.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что интер-
текстуальные отношения, в которые вступают научные тексты, име-
ют разную природу, отражая специфику дискурсивных процессов
в сфере профессионального компьютерного общения, а именно —
разнообразные системные связи, свидетельствующие о том, как пла-
нируются и создаются данные тексты. Учитывая функции и цели
интертекстов в компьютерном тексте, автор следует определённым
установкам, которые позволяют ему абстрагироваться от второсте-
пенного знания и сосредоточиться на самом существенном. Это
главное становится достоянием индивидуального сознания специали-
ста по мере того, как он усваивает знание и пользуется им в качестве
средства мышления и общения.
Языковой план текстов демонстрирует тщательную селекцию
языковых средств в непосредственной зависимости от обозначенных
выше целей общения. Чёткая структурированность исследованных
текстов дает убедительные доказательства взаимозависимости разно-
уровневых характеристик и свойств текста. Тексты профессиональ-
ного компьютерного дискурса глубоко интегрированы в интертек-
стуальные связи, речь идёт в этом случае о существовании своего ро-
да гипертекста, полнота понимания смысла которого зависит от про-
фессиональной компетенции участников общения.
Основной особенностью профессионального компьютерного
дискурса является его метадискурсивный статус по отношению к
электронному дискурсу — коммуникативной среде, во многом опре-
деляющей социальные контакты профессионалов.
В заключение отметим, что системные характеристики компью-
терного дискурса имеют прежде всего когнитивную природу и во
многом определены системностью компьютерного знания. Сообщая
сведения о нормах и правилах поведения в процессе использования
компьютерных технологий, профессиональный компьютерный дис-
курс, представляя собой структурированное теоретическое знание,
связан многочисленными интертекстуальными связями с электрон-
ным дискурсом, который выступает как практика применения техно-
логий, но становится одновременно и наиболее ёмкой медийной сре-
дой современного общества.