Профессиональный компьютерный дискурс как особая сфера общения специалистов
3
терпретируемость, интертекстуальная ориентация), оказывают опре-
деляющее влияние на формально-структурные свойства, характери-
зующие способ организации текста (композиция, членимость, коге-
зия) [15].
Одна из возможностей системного подхода к описанию катего-
рий текста представлена в исследовании Е.В. Михайловой [16], в ко-
тором анализ текста строится с учётом дистинктивных признаков,
обеспечивающих его специфику как лингвосемиотического, комму-
никативного и речемыслительного образования. К системообразую-
щим признакам текста, описываемым Е.В. Михайловой, относятся:
а) авторство (намерение автора, побуждающее его продуцировать
текст); б) адресатность (направленность текста на предполагаемого
адресата); в) информативность (свойство текста нести в себе сведе-
ния об окружающем мире, которые могут быть восприняты адреса-
том); г) интертекстуальность (многомерная связь отдельного текста с
другими текстами по линиям содержания, структура формально-
знакового выражения). Системный подход позволяет обратиться к
анализу текстовых репрезентаций с учётом факторов, определяющих
их отбор и использование в изучаемой коммуникативной сфере.
В числе жанров, представляющих компьютерный профессио-
нальный дискурс, высокой степенью репрезентативности и значимо-
сти обладает учебник, содержащий тщательно структурированное
описание алгоритмов и технологий, свойственных компьютерному
знанию. Основным намерением автора учебника является стремление
дать адресатам базовые знания для работы в области программирова-
ния, т. е. автор ориентирован на создание информативно насыщенно-
го текста, который будет максимально усвоен адресатом. Адресатами
в данном случае выступают люди любого возраста, пола и социаль-
ного положения с минимальными знаниями в области языка про-
граммирования, а также абитуриенты, студенты вузов и все заинтере-
сованные в освоении принципов информатики.
Особенность компьютерного дискурса, как отмечает Ю.С. Ела-
гина, заключается в том, что дискурсивная системность вступает в
своеобразную «перекличку» с содержательной системностью самого
предмета изложения, так как компьютерные технологии выступают
как проявление глубинной системности компьютерного знания [14].
Эта «удвоенная» системность находит выражение в существовании
в тексте специальных языковых средств с дискурсивной функцией,
направляющих внимание адресата.
Так, для развёртывания дискурса и реализации его информатив-
ной функции используются специальные операторы, предназначен-
ные для управления процессом восприятия и понимания содержания
текста. Целью данной функции является обогащение чужого опыта с