Е.А. Орлов
4
помощью сообщения определённым образом структурированного со-
временного знания. Информативная функция демонстрирует способы
подачи информации, интегрирующие в профессиональном компью-
терном дискурсе объективные и субъективные смыслы.
Приведём примеры подобных языковых средств с дискурсивной
направленностью из учебника «Основы информатики» [17]:
В ре-
зультате изучения материала вы будете знать...; теперь охаракте-
ризуем...; таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сфор-
мулировать следующие положения...; важно вспомнить, что...; про-
блемам информации... уделяется очень большое внимание; остано-
вимся на нескольких важных моментах, связанных с...; важное
место в понимании понятия информации занимает …
и т. п.
В приведённых примерах находит выражение такой дискурсивный
признак, как адресатность, т. е. в тексте эксплицитно представлена
своего рода программа взаимодействия с будущими специалистами.
Ср.: 1.
Если вы пользуетесь портативным компьютером, то знаете,
что не всегда хочется включать его просто для того, чтобы прове-
рить сообщение, найти адрес или номер телефона
. 2.
Используйте
технологию SideShow для быстрого доступа к нужной информации,
например, информации о встречах, сообщениям электронной почты
или заметкам — без включения портативного компьютера.
Для усиления коммуникативного контакта с адресатом и стиму-
лирования его мыслительной активности при работе с материалом
в компьютерном дискурсе может использоваться характерный для
устной профессиональной коммуникации приём вопросно-ответного
рода, например, ср.:
Вы когда-нибудь перезаписывали файл, с кото-
рым работали? Случайное удаление или изменение файла является
распространённой причиной потери данных. Windows Vista предлага-
ет ещё одну полезную функцию для защиты данных: службу тене-
вого копирования. Служба теневого копирования автоматически со-
здает мгновенные копии файлов, с которыми вы работаете, и поз-
воляет быстро и просто восстанавливать версии случайно удалён-
ного документа.
В линейной последовательности текста прописан каждый шаг и
каждая когнитивная процедура, необходимая для успеха коммуника-
тивных действий. Например, в упомянутом выше учебнике по осно-
вам информатики при характеристике технологии поиска информа-
ции прописываются следующие шаги: 1)
проверяйте орфографию
(
если поиск не нашёл ни одного документа, то вы, возможно, допу-
стили орфографическую ошибку…
); 2)
используйте синонимы
(
если
список найденных страниц слишком мал и не содержит полезных
страниц, попробуйте изменить слово…
); 3)
ищите больше, чем по
одному слову
(
добавьте одно или два ключевых слова, связанных