Е.А. Орлов
6
Если все прежде названные функции представляли собой свое-
образные косвенные акты, регулирующие внимание адресата не-
прямым способом, директивная функция (призыв к адресату сделать
что-то/не делать чего-то) открыто адресована получателю информа-
ции и представляет собой непосредственное побуждение к действию.
В отличие от прежде упомянутых признаков (адресатность, ав-
торство) интертекстуальность характеризует важнейшее условие вза-
имодействия обеих коммуникативных инстанций, близость их поня-
тийных миров. В научном тексте интертекстуальность является фор-
мой научного знания и выступает как явление, в котором находит от-
ражение связь научного текста с другими исследованиями. Подобное
взаимодействие обозначается с помощью системы сигналов, которые
идентифицируют научный текст в новом контексте. В роли таких
сигналов могут выступать цитаты, фоновые ссылки, косвенная речь,
сноски, примечания, т. е. все те элементы, которые составляют спра-
вочно-библиографический аппарат научного произведения.
Приведём пример цитирования из раздела 1.3. «Информационные
процессы, специфичные в конкретной предметной области» в учеб-
нике по основам информатики:
«Один из основателей теории ин-
формации А.Н. Колмогоров в своих работах отмечает: «Информа-
ция есть характеристика не сообщения, а соотношения между со-
общением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы
потенциального, говорить об информации бессмысленно». Согласно
этой характеристике: «Информация — это то, что изменяет пред-
ставление (знание) её получателя о чем-либо»
[17]. В данном приме-
ре цитирование имеет немодифицированный характер, выступая как
дословное воспроизведение чужой речи.
Модифицированное заимствование в научном тексте, например,
переформулирование, может иметь цель объяснения или исправления
исходного текста таким образом, создавая новые тексты, в которых
находят отражение системные характеристики дискурса. Реализуя
разные функции интертекстуальности, автор может преследовать
разные цели, главными из которых являются сообщение основных
сведений по основам программирования или обеспечение читателя
дополнительной информацией. Средствами репрезентации служат
в этом случае отсылки к другим информационным источникам (сай-
там), углубляющие содержательную структуру текста и придающие
ему характер гипертекста.
Подведём некоторые итоги. Функциональные особенности тек-
стов, служащих целям репрезентации знания, заключаются в точном
структурировании предлагаемых сведений, в представлении необхо-
димых для успешного овладения компьютерными технологиями ал-
горитмов поведения в электронной среде. Адресант и адресат пред-
ставлены в компьютерном дискурсе особым образом: авторство как