Е.Н. Крякин
4
Гуманитарный вестник
# 6·2017
Выборы в общину прошли 1 октября 1918 г. В первый Совет об-
щины вошли 45 человек, из числа которых был выбран общий прези-
диум. Председателем общины стал раввин Мазе как наиболее авто-
ритетная фигура в еврейской среде города. Ю.И. Гессен отметил, что
значительный перевес на выборах получили сионисты, которые сде-
лались хозяевами положения [7].
Столичный статус Москвы притягивал новые волны населения из
разоренных голодом и войной западных окраин бывшей Российской
империи. Еврейское население города с 0,4 % в 1912 г. увеличилось
до 2,7 % в 1921 г. [3, с. 14], в 1923 г. оно составляло 5,6 % [3, л. 44].
С началом нэпа еврейская общественность стала искать новые
формы организации своей экономической жизни. В 1923 г. руководи-
тели Московской еврейской общины перешли в Московский комитет
общества по оказанию помощи еврейскому населению (МЕВОПО).
Общество занималось поддержкой нуждающегося еврейского насе-
ления города, организовывало пункты выдачи продовольствия, со-
держало дома инвалидов и дома престарелых, занималось патрона-
жем общежитий в районе Марьиной Рощи, выдавало кредиты еврей-
ским трудовым коллективам и отдельным лицам [14, л. 15]. Это
продолжало дореволюционную традицию помощи нуждающимся
единоверцам.
5 июня 1923 г. постановлением Бюро МК РКП(б) деятельность
МЕВОПО была прекращена. Органы государственной власти действо-
вали в соответствии с законом. Ликвидацию общества можно объяс-
нить скорее бюрократическими издержками. Основанием для этого
было, во-первых, наличие в членах правления общества буржуаз-
ного элемента, борьба с которым не прекращалась и в условиях нэпа.
Во-вторых, в городе началось формирование государственных орга-
нов социального обеспечения населения в целом. Деятельность орга-
низаций, занимающихся помощью отдельным диаспорам, как мини-
мум, была не понятна.
В 1926 г. общество было открыто вновь. Партийно-государст-
венное руководство города признало, что поспешило в данном вопросе:
«Принимая во внимание, с одной стороны, бедность государственных
органов социального обеспечения, с другой стороны, слишком хоро-
шо поставленный у евреев характер благотворительности, которая
оказывает серьезную поддержку беднякам, ликвидировать комитет
преждевременно. Такое решение только уведет благотворительность
в подполье» [14, л. 8].
Летом 1927 г. с нападками на Комитет выступила Еврейская сек-
ция ВКП(б). В еврейской газете «Эмес» 13 августа 1927 г. была
опубликована статья «Кто в ком нуждается?». Автор сделал вывод,
что жители общежитий, содержавшихся обществом, не нуждаются