Гуманитарный вестник
# 6·2017 1
УДК 94(47)(282.247.412.2)-054.72-/19/
DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-441
Диктатура пролетариата на еврейской улице
(к истории московских еврейских общественных
организаций в 1918–1930 гг.)
© Е.Н. Крякин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены еврейские общественные объединения Москве в 1920-х гг.: «Поалей-
Цион», «Бунд», Еврейская секция РКП(б), «Московский комитет общества по ока-
занию помощи еврейскому населению». Проанализированы причины возникновения
и прекращения деятельности. Показана политика ВКП(б) в отношении обще-
ственных организаций в целом и этнических организаций в частности.
Ключевые слова:
московская еврейская община, Еврейская социал-демокра-
тическая рабочая партия «Поалей-Цион», партия «Бунд», Еврейская секция
РКП(б), национальная политика
Россия является многонациональной страной, поэтому изучение
механизма взаимодействия наций и народов всегда будет важной
научной проблемой.
В течение XX в. в разных странах мира осуществлялись различные
подходы к проведению национальной политики. Американская концеп-
ция плавильного котла позволила получить американскую нацию, ос-
нованную на гражданстве США и унификации культурных этнических
особенностей. В СССР схожий процесс начался в 1920–1930-е гг.
Москва являлась крупнейшим сосредоточением различных наци-
ональных диаспор. Еврейская диаспора, наравне с другими, прини-
мала активное участие в общественно-политической жизни города.
Современные авторы исследуют историю еврейских организаций
первых лет советской власти, при этом московский материал остается
в стороне [1–6]. Между тем изучение еврейских обществ Москвы
позволяет более полно раскрыть особенности национальной полити-
ки 20–30-х гг. ХХ в.
История еврейской общины Москвы прослеживается с начала
XVIII в.: в 1892 г. в Санкт-Петербурге вышел «Систематический ука-
затель литературы о евреях на русском языке со времени введения
гражданского шрифта (1708 г.) по декабрь 1889 года».
Еврейская община занималась религиозной и просветительской
деятельностью. В 1906 г. при ее участии в Большом Спасоглинищев-
ском переулке была открыта хоральная синагога [7]. Как отметил