Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Диктатура пролетариата на еврейской улице…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 3

заторы. Это подстегнуло развитие общественной жизни еврейской

диаспоры Москвы. Самоорганизованные независимые объединения

решали насущные бытовые вопросы своей диаспоры.

С другой стороны, либеральное законодательство стимулировало

активизацию политических партий. Они внесли в жизнь общины новые

тенденции, которые шли вразрез с традиционным укладом. Например,

7 мая 1917 г. московский комитет «Бунда» устроил в Большом театре

концерт-митинг, среди призывов и лозунгов звучали предложения пре-

небречь религиозной традицией и работать в субботу.

После провозглашения Москвы столицей РСФСР в марте 1918 г.

в городе появились центры еврейских социалистических партий и

организаций: редакции большевистской газеты «Дер Эмес» и журна-

ла «Еврейский пролетарий», руководство Еврейской социал-демокра-

тической рабочей партии «Поалей-Цион», партия «Бунд» [7].

В еврейской среде требовалась консолидация усилий и ощуща-

лось стремление к созданию менее политизированной структуры, по-

этому на 1 октября 1918 г. были назначены выборы в руководство

московской еврейской общины.

Община должны была объединить все политические течения ев-

рейской общественности и стать «демократическим органом управ-

ления еврейской жизнью» [12]. Подготовка к выборам шла несколько

недель. Был установлен порядок, согласно которому к голосованию

допускались только евреи иудейского вероисповедания: «Избира-

тельными правами пользуется всякий, кто заявил свою принадлеж-

ность к еврейской нации, крещеные евреи, перешедшие из других

конфессией, не имеют права голосовать» [12, л. 5].

В выборах участвовали семь политических фракций, каждая име-

ла свою программу и видение дальнейшего устройства жизни еврей-

ской общины. Программы представляли широкий спектр политиче-

ских лозунгов, отражавших разнообразие политической мысли: от

консервативных и умеренно-демократических до радикальных соци-

алистических идей.

Бюллетень для голосования выглядел следующим образом: в

список № 1 были включены представители консервативной еврей-

ской партии, среди членов которой были видные лица еврейской до-

революционной общины. В списке № 2 была представлена Социали-

стическая рабочая еврейская партия. Под № 3 в выборах участвовала

Еврейская демократическая партия, участники которой пропагандиро-

вали идеи национальной еврейской автономии. В списке № 4 была

представлена религиозная Сионистская партия, участники которой при-

ветствовали построение общины на религиозных началах. В списке № 5

была представлена партия «Бунд». В списке № 7 — Еврейская социал-

демократическая рабочая партия «Поалей-Цион» (данные о списке № 6

в архивах отсутствуют) [13, л. 8].