Диктатура пролетариата на еврейской улице…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 3
заторы. Это подстегнуло развитие общественной жизни еврейской
диаспоры Москвы. Самоорганизованные независимые объединения
решали насущные бытовые вопросы своей диаспоры.
С другой стороны, либеральное законодательство стимулировало
активизацию политических партий. Они внесли в жизнь общины новые
тенденции, которые шли вразрез с традиционным укладом. Например,
7 мая 1917 г. московский комитет «Бунда» устроил в Большом театре
концерт-митинг, среди призывов и лозунгов звучали предложения пре-
небречь религиозной традицией и работать в субботу.
После провозглашения Москвы столицей РСФСР в марте 1918 г.
в городе появились центры еврейских социалистических партий и
организаций: редакции большевистской газеты «Дер Эмес» и журна-
ла «Еврейский пролетарий», руководство Еврейской социал-демокра-
тической рабочей партии «Поалей-Цион», партия «Бунд» [7].
В еврейской среде требовалась консолидация усилий и ощуща-
лось стремление к созданию менее политизированной структуры, по-
этому на 1 октября 1918 г. были назначены выборы в руководство
московской еврейской общины.
Община должны была объединить все политические течения ев-
рейской общественности и стать «демократическим органом управ-
ления еврейской жизнью» [12]. Подготовка к выборам шла несколько
недель. Был установлен порядок, согласно которому к голосованию
допускались только евреи иудейского вероисповедания: «Избира-
тельными правами пользуется всякий, кто заявил свою принадлеж-
ность к еврейской нации, крещеные евреи, перешедшие из других
конфессией, не имеют права голосовать» [12, л. 5].
В выборах участвовали семь политических фракций, каждая име-
ла свою программу и видение дальнейшего устройства жизни еврей-
ской общины. Программы представляли широкий спектр политиче-
ских лозунгов, отражавших разнообразие политической мысли: от
консервативных и умеренно-демократических до радикальных соци-
алистических идей.
Бюллетень для голосования выглядел следующим образом: в
список № 1 были включены представители консервативной еврей-
ской партии, среди членов которой были видные лица еврейской до-
революционной общины. В списке № 2 была представлена Социали-
стическая рабочая еврейская партия. Под № 3 в выборах участвовала
Еврейская демократическая партия, участники которой пропагандиро-
вали идеи национальной еврейской автономии. В списке № 4 была
представлена религиозная Сионистская партия, участники которой при-
ветствовали построение общины на религиозных началах. В списке № 5
была представлена партия «Бунд». В списке № 7 — Еврейская социал-
демократическая рабочая партия «Поалей-Цион» (данные о списке № 6
в архивах отсутствуют) [13, л. 8].