Развитие национальных экономик как новый вид конкуренции…
Гуманитарный вестник
# 5·2017 5
для иностранных компаний, которые им предоставлялись ранее. Если
в 2007 г. ставка подоходного налога для иностранных компаний со-
ставляла 15 %, для местных производителей — 33 %, то уже в 2008 г.
ставка для всех компаний выровнялась и составила 25 % [3]. А при-
нятый в ноябре 2016 г. закон о кибербезопасности, задачей которого
является усиление контроля над иностранными компаниями и граж-
данами в китайском интернете, и вовсе может привести к закрытию
деятельности ряда иностранных технологических компаний в Китае.
Нельзя не отметить положительный результат выбранной Китаем
политики развития национальной экономики. Китай на сегодня не
оставляет своих позиций, и его экономика по-прежнему остается од-
ной из ведущих экономик мира. По прогнозам экономистов и финан-
совых аналитиков, Китай имеет все возможности в скором времени
вытеснить США благодаря интенсивному росту ВВП. Сейчас объем
ВВП Китая составляет 11,2119 трлн долл. (второе место в мире после
США), а объем ВВП США — 18,1247 трлн долл. [4].
Итак, даже глобальная конкуренция получает национальный от-
тенок, поэтому все чаще именно внутренние условия оказываются
решающими. Тем более что далеко не каждая страна участвует в гло-
бальной конкуренции. Кроме того, существует точка зрения, соглас-
но которой глобальная конкуренция в итоге ведет к деградации сла-
бейших участников. Поэтому из трех уровней конкурентоспособно-
сти страны (глобальная конкурентоспособность страны на мировых
рынках; на национальном рынке; на микроуровне), по мнению авто-
ров, необходимо обратить внимание именно на второй.
Концепцию национальной конкурентоспособности можно опре-
делить как способность национальной экономики производить и по-
треблять товары и услуги в условиях конкуренции по выпуску това-
ров и услуг, создаваемых в других странах [5].
У России богатые внутренние резервы, поэтому она способна осу-
ществить прорыв в области модернизации национального производства.
Развитие отечественного станкостроения — главный экономиче-
ский ориентир государства в санкционной борьбе с Западом. После
введения в 2014 г. санкций западными странами и США по отноше-
нию к России стратегия развития отечественного машиностроения и,
в частности, станкостроения, стала одним из приоритетных направ-
лений деятельности российского правительства.
В той или иной степени стратегия импортозамещения реализует-
ся во многих отраслях уже в течение 25 лет. Так, доля импортных
комплектующих в некоторых отраслях российской оборонной про-
мышленности составляет сегодня около 7–12 %, а в большинстве от-
раслей оборонно-промышленного комплекса эта проблема уже реше-
на. То же можно сказать и о некоторых отраслях химической про-
мышленности, о производстве специальных кормов для речного