И.В. Долгова, Е.В. Шкарпетина, Е.Н. Лобачева
4
Гуманитарный вестник
# 5·2017
ствуют надежные гарантии защиты интеллектуальной собственности,
а иностранные компании должны регистрировать свою технологию в
Китае, заниматься инновациями в КНР и в некоторых случаях выпус-
кать соответствующий продукт в Китае.
Россия столкнулась с тем, что КНР пробовала копировать про-
дукцию оборонного сектора, в том числе самолеты СУ-27, выпущен-
ные с определенной модификацией, но эта попытка оказалась без-
успешной.
Отсутствие своих знаменитых брендов на данный момент мешает
Китаю считаться сверхдержавой. По этой причине китайские рабочие
на заводах вынуждены выполнять черную работу, в то время как ди-
зайнеры и инженеры за рубежом получают щедрое вознаграждение
за разработку данного продукта.
Например, большую часть мобильных телефонов iPhone компа-
нии Apple делают в Китае. Но если одна из последних моделей стоит
в США примерно 750 долл., то Китай довольствуется долей в 25
долл. За производство кроссовок Nike после их продажи китайские
рабочие получают только 4 цента с каждого доллара [2].
В связи с этим Китай платит огромные деньги за патенты, чтобы
преодолеть отставание в сфере инновационного предприниматель-
ства и развития новых технологий.
Таким образом, китайская политика ощутимо повлияла на разви-
тие национальной экономики: многие крупные иностранные компа-
нии покидают китайский рынок ввиду того, что созданные для них
сейчас условия налогообложения делают работу в Китае совершенно
невыгодной.
Так, в январе 2017 г. американская компания Seagate — ведущий
мировой производитель жестких дисков для компьютеров — закрыл
свое предприятие в китайском городе Сучжоу, оставив без работы
2000 китайских трудящихся, по сообщению гонконгской газеты
South China Morning Post. Из Китая ушли такие известные фирмы,
как Metro AG, L'Oreal, Microsoft, Sharp, Revlon. В 2015 г. фирма Pana-
sonic закрыла предприятие, в 2016 г. компания Sony продала свою
долю в предприятии по производству электронной бытовой техники
в городе Гуанчжоу, прекратила производство в Китае известная бри-
танская фирма массовой одежды Marks & Spencer.
Причиной ухода стали большие налоги на бизнес иностранных
компаний, повышение стоимости рабочей силы и рост конкуренции
со стороны местных производителей. По словам профессора Китай-
ского университета Гонконга Чун Тайлюна, Китай сегодня уже не
нуждается так остро, как раньше, в иностранных компаниях, чтобы
получить доступ к передовым технологиям и капиталам. Поэтому в
настоящее время правительство Китая отменяет налоговые льготы