Развитие национальных экономик как новый вид конкуренции…
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
требительского спроса, производству аналогичных товаров вслед-
ствие взаимопроникновения современных технологий и условий
производства на мировом пространстве. На практике это приводит к
большей конкуренции однородных товаров и услуг, соответствую-
щих современным требованиям рынка, и тогда наиболее конкуренто-
способными окажутся товары более высокого качества, конкуренция
качества будет решающей. Именно эта форма проявления конкурен-
ции станет толчком для развития и совершенствования экономик,
возникновения новых сложных отраслей, инновационного развития и
способности модернизироваться.
Однако экономическая глобализация — процесс асимметричный.
Наряду с глобальной конкуренцией и конкуренцией на глобальном
рынке существует конкуренция внутренних условий, проявляющаяся
в конкурентных преимуществах стран.
Ранее концепция конкурентоспособности стран базировалась на ис-
пользовании в международном разделении труда сравнительных пре-
имуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные
ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструк-
турные факторы). В ходе индустриального развития возникают новые
условия, меняющие общий вектор конкуренции от использования глав-
ным образом сравнительных национальных преимуществ к примене-
нию конкурентных преимуществ, основанных на инновациях и научно-
технических достижениях. Сравнительные преимущества даны стране
от природы, они статичны; конкурентные — динамичны. Соединение в
одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает
ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.
Еще одной особенностью проявления конкуренции в современ-
ных условиях является усиление роли национальных государств. В
их задачу все больше и больше входит необходимость поддержки
национальных предприятий, их продукции и услуг на мировом рын-
ке. Правительства создают различные ограничения по ввозу товаров,
доступу к ресурсам и даже институты, в которых разрабатываются
стратегии по противодействию иностранным компаниям.
Так, уже в 2010 г. Китай закрепил за собой право считаться вто-
рой экономической державой после США, обойдя Японию. Но из-
вестных брендов, которые могли бы достойно конкурировать с брен-
дами США, Японии и Европы, так и не появилось. Чтобы догнать
конкурентов, Пекин потребовал от иностранных компаний, работа-
ющих на территории КНР, передавать китайским партнерам свои
технологии. В противном случае зарубежные компании не смогут
продавать свою продукцию в КНР. Эта программа получила название
«Местная инновация». Под нее попали такие крупные компании, как
Siemens и BASF, которые выразили протест, так как в Китае отсут-