Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Развитие национальных экономик как новый вид конкуренции…

Гуманитарный вестник

# 5·2017 3

требительского спроса, производству аналогичных товаров вслед-

ствие взаимопроникновения современных технологий и условий

производства на мировом пространстве. На практике это приводит к

большей конкуренции однородных товаров и услуг, соответствую-

щих современным требованиям рынка, и тогда наиболее конкуренто-

способными окажутся товары более высокого качества, конкуренция

качества будет решающей. Именно эта форма проявления конкурен-

ции станет толчком для развития и совершенствования экономик,

возникновения новых сложных отраслей, инновационного развития и

способности модернизироваться.

Однако экономическая глобализация — процесс асимметричный.

Наряду с глобальной конкуренцией и конкуренцией на глобальном

рынке существует конкуренция внутренних условий, проявляющаяся

в конкурентных преимуществах стран.

Ранее концепция конкурентоспособности стран базировалась на ис-

пользовании в международном разделении труда сравнительных пре-

имуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные

ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструк-

турные факторы). В ходе индустриального развития возникают новые

условия, меняющие общий вектор конкуренции от использования глав-

ным образом сравнительных национальных преимуществ к примене-

нию конкурентных преимуществ, основанных на инновациях и научно-

технических достижениях. Сравнительные преимущества даны стране

от природы, они статичны; конкурентные — динамичны. Соединение в

одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает

ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.

Еще одной особенностью проявления конкуренции в современ-

ных условиях является усиление роли национальных государств. В

их задачу все больше и больше входит необходимость поддержки

национальных предприятий, их продукции и услуг на мировом рын-

ке. Правительства создают различные ограничения по ввозу товаров,

доступу к ресурсам и даже институты, в которых разрабатываются

стратегии по противодействию иностранным компаниям.

Так, уже в 2010 г. Китай закрепил за собой право считаться вто-

рой экономической державой после США, обойдя Японию. Но из-

вестных брендов, которые могли бы достойно конкурировать с брен-

дами США, Японии и Европы, так и не появилось. Чтобы догнать

конкурентов, Пекин потребовал от иностранных компаний, работа-

ющих на территории КНР, передавать китайским партнерам свои

технологии. В противном случае зарубежные компании не смогут

продавать свою продукцию в КНР. Эта программа получила название

«Местная инновация». Под нее попали такие крупные компании, как

Siemens и BASF, которые выразили протест, так как в Китае отсут-